Заканчивается реконструкция иркутского аэровокзала. 10 апреля он должен открыться. Как будут организованы движение и парковка транспорта в обновленном аэропорту Иркутска? Мы попытались найти ответы на эти вопросы.
«КАРУСЕЛЬ» УХОДИТ В ИСТОРИЮ
Аэропорт Иркутска простоял без реконструкции 30 лет — с 1975 по 2005 год, и за это время полностью устарел. В том числе и в плане организации транспортных потоков и парковок. Знаменитая «карусель» (допотопная лента для багажа, вызывающая бурную реакцию туристов) уходит в историю. Обновленный аэровокзал значительно прибавил в площади, да и внешне выглядит впечатляюще. Дизайн-проект из-за характерного несимметричного остекления назвали «Хрустальные ворота». Считается, что по своему уровню новый аэровокзал будет соответствовать современным требованиям. До 800 чел./час увеличится его пропускная способность. Появятся места для комфортного отдыха, рестораны и закусочные. По сообщениям в местных СМИ, дирекцией аэропорта было выставлено порядка 60 лотов (площади и помещения) на ведение коммерческой деятельности. Появятся магазины, офисы турфирм, сувенирные лавки, пункты оплаты мобильной связи и т.д. Будут даже туалеты для людей с ограниченными возможностями, что для России редкость.
Площадь аэровокзала разделена на две зоны — доступную и «стерильную» (для пассажиров, прошедших регистрацию и досмотр). Для контроля, безопасности и обеспечения пропускной способности используется самое современное оборудование: интроскопы, металлодетекторы в зонах досмотра пассажиров, конвейерное оборудование, аппаратура для информационного оповещения.
ПО СПЕЦЗАКАЗУ
Учитывая международный статус, ФГУП «Аэропорт Иркутск» обеспечивает сервис уровня VIP, где заказчику предлагается широкий перечень услуг, среди которых встреча пассажиров у самолета на транспорте аэропорта или на личном. Заявку необходимо подавать в VIP-группу аэропорта не позднее, чем за 2 часа до посадки самолета. Сделать это можно и со странички сайта (раздел «Пассажирам», VIP-сервис). Стоимость — 1400 рублей с человека. Аналогично выполняется индивидуальная доставка клиента до трапа. Если же встреча или отправка предполагает проезд к самолету личного (заказанного) пассажиром автомобиля, нужно подавать письменную заявку за 2 дня. Стоимость данной услуги лучше уточнять по телефону 89148954322 (оформление заявок на VIP-услуги). Есть платная VIP-стоянка.
НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ
Иркутский аэропорт находится в центральной части города, и это сказывается на организации движения. Ввод в строй нового (то есть реконструированного) терминала также внесет свои коррективы.
Главный вопрос, который интересует автовладельцев — как с минимальными затратами встретить или проводить на самолет на личном транспорте, не прибегая к услугам такси.
В последнее время аэропорт оброс платными парковками. В 2007 году, когда рядом с международным аэровокзалом вырубили тополиную рощу и начали строить парковку, многие думали, что она будет бесплатной. Этого не произошло. Сегодня на обеих парковках бесплатно разрешается стоять до 10 минут (то есть посадить или высадить пассажира). Плата за первый и каждый последующий час — 50 рублей.
Многие пытаются найти бесплатный паркинг, но вблизи аэропорта стоянка личного транспорта ограничена. Такие места отмечены на нашей схеме. В беседе с «А+С» инспекторы ГАИ посетовали, что самым проблемным местом является участок объездной дороги между кафе «Кристина» и аэровокзалом, где когда-то была бесплатная стоянка. Двигаясь к аэропорту с объездной, машины (зачастую на большой скорости) входят в крутой поворот, не просматриваемый из-за глухой стены кафе. А когда прилетает большой самолет (особенно рейсы из Москвы) машины на обочине, невзирая на знаки, выстраиваются в два ряда, мешают проезду троллейбуса №6. Заторы и аварии здесь постоянны.
Припарковаться без риска можно в самом начале объездной (ул. Ширямова, 10 — напротив здания аэровокзала, там, где расположены кафе и автосервисы). Но свободное место здесь — большая редкость. Некоторые оставляют транспорт на левой стороне одностороннего участка улицы Ширямова (от управления аэропорта до улицы Можайского). Как вариант, можно воспользоваться небольшим пятачком рядом с гостиницей «Воздушная гавань», но если нет при себе тяжелых сумок — все-таки до терминала идти около 300 метров. Хитрый паркинг есть и у кафе «Лайнер» (справа от здания международного аэровокзала), хотя это тоже не вполне законно — «официально» он только для посетителей кафе и клиентов Сбербанка.
Возможно, с пуском нового терминала ситуация изменится — будем следить. Хорошо, если все-таки появится бесплатная парковка для встречающих и провожающих.
Жди меня и я вернусь
Из аэропорта улетают не только иркутяне, но и жители области и соседней Бурятии. Для них актуально длительное хранение авто — чтобы приехать и уехать в аэропорт на своей машине. В районе аэропорта сосредоточено несколько автостоянок — по крайней мере, нам удалось найти восемь мест, где можно оставить машину на несколько суток (см. таблицу). Отметим пять адресов, где хранение автомобиля оформляется должным образом, а владельцы стоянки имеют все уставные документы и право на владение территорией: автостоянка по адресу Ширямова, 13 (рядом с автоцентром Skoda), «Ветеран Аэрофлота» и «Гаражное товарищество офицеров», а также обе автостоянки аэропорта. Остальные парковки располагаются на территориях предприятий.
Цены на длительную парковку сильно разнятся. Самая высокая суточная плата — на парковках у аэровокзала с другой стороны, автомобиль хранится на открытой площадке, и его всегда видно. Любой приятель или родственник владельца может время от времени наблюдать за машиной, проезжая мимо. Самые доступные цены — в кооперативах на объездной. Правда, возвращаться от них к аэропорту очень неудобно и даже опасно — здесь нет тротуаров. Еще недавно существовавший проход через кафе «Кристина» закрыт, и теперь приходится идти в опасной близости к проезжей части. Поэтому неудивительно, что спросом пользуются даже стихийные стоянки, расположенные в непосредственной близости к аэровокзалу.
История
Историю авиационного Иркутска принято отсчитывать с 24 июня 1925 года. Именно в этот день совершили посадку шесть самолетов, совершавших эпохальный для того времени перелет по маршруту Москва—Иркутск — Улан-Батор—Пекин. Один из самолетов пилотировал Михаил Громов, впоследствии знаменитый летчик, Герой Советского Союза. Тогда же, в 20-е годы началось освоение авиационных маршрутов по Сибири (Верхнеудинск, Селенгинск, Бодайбо).
В августе 1932 года маршруты через Иркутск принимают регулярный характер — вводится в действие авиамагистраль Москва — Владивосток. Уже в послевоенные годы начаты регулярные круглосуточные полеты на линиях Иркутск—Москва, Иркутск—Бодайбо—Якутск. Открыты международные линии в КНДР, Монголию, Китай. В 1949 году в иркутском аэропорту создано отделение пограничного контроля. Для доставки пассажиров из аэропорта в город выделяется специальный автобус. Чуть позже из центра к аэропорту построили асфальтированную дорогу, наладили регулярное автобусное сообщение. В тот момент, видимо, и стало неизбежным тесное соседство с городом — промышленные и жилые кварталы начали возводиться в непосредственной близости от аэропорта.
30 декабря 1954 года Иркутскому аэропорту присвоили статус международного. В августе 1956 года ввели в эксплуатацию новую бетонную взлетно-посадочную полосу, и уже 15 сентября была открыта первая в СССР пассажирская авиалиния Москва—Иркутск на реактивном самолете ТУ-104. Эти же самолеты летали по маршруту Москва—Иркутск— Пекин. С 1975 года на линии начали использовать ТУ-154. 19 декабря 1980 года был выполнен первый рейс на Ил-76 по маршруту Иркутск—Полярный. В 1982 году Иркутский аэропорт вошел в пятерку международных аэропортов CCCР — вместе с Москвой, Ленинградом, Киевом, Ташкентом.
16 декабря 1994 года сдан в эксплуатацию международный терминал — на базе старого здания аэровокзала. В 2002 году предприятие сменило название на Федеральное Государственное унитарное предприятие «Аэропорт Иркутск». В том же году получен статус запасного аэродрома для самолетов Boeing-777 японских и корейских авиакомпаний, выполняющих рейсы через Северный полюс в Америку и Европу. В октябре 2003 года сдан в эксплуатацию удлиненный участок взлетно-посадочной полосы с новым светосигнальным оборудованием, а 14 июля 2004 года аэродром получил сертификат на допуск к международным полетам и посадке по минимуму первой категории ИКАО (международная организация гражданской авиации) всем категориям воздушных судов с обоими курсами посадки.
Сегодня в Иркутском аэропорту базируются авиакомпании ИрАэро, Иркутское АПО, Авиакомпания Ангара, Ист Лайн, ТЭСИС, ИркутскАвиа, S7 Airlines. Кроме того, еще 15 авиакомпаний используют аэропорт в качестве транзитного. Маршрутная сеть — 96 направлений, 22 из которых — международные.
ГДЕ ОСТАВИТЬ АВТОМОБИЛЬ В РАЙОНЕ АЭРОПОРТА (цена в руб.) |
|
Номер на схеме |
Цена |
1. ул. Ширямова, 13, тел. 66-22-54 |
100/сутки, 1600/мес. |
2. ул. Можайского |
150/сутки |
3. ул. Ширямова, 10, охраняемая территория |
150/сутки |
4-5. ООО «Планер» |
До 10 мин. бесплатно, 50/час, 300/сутки |
6. ул. Ширямова, 10/3 охр. террит. |
150/сутки |
7. Ветеран Аэрофлота, тел. 26-62-03 |
70/сутки |
8. На территории Гаражного товарищества |
50/сутки |
Источники информации: пресс-служба ФГУП Аэропорт Иркутск, СМИ Иркутска, интернет-ресурсы,
Официальный сайт иркутского аэропорта (табло on-line):
Пассажирооборот в год: более 1,04 млн. (2008)
Пропускная способность аэровокзального комплекса:
аэровокзал ВВЛ (внутренних воздушных линий) — 800 пасс./час;
аэровокзал МВЛ (международных воздушных линий) — 650 пасс./час.
Взлетно-посадочная полоса: размер — 3565x45 м, покрытие — армобетон