НЕДЕТСКИЕ ЗАБАВЫ | ||
|
Странно слышать определение «давно», когда реставратору лишь 16 лет. Однако в случае с Колей Шматковским – все серьезно. Редкий не только в Сибири, но и по всей России «Москвич»-423Н достался не в руинах. Тем не менее, был не на ходу. Сейчас же шепчет двигателем и хотя не без хруста, а все же легко перебирает передачами. В Интернете – только сухие строчки отчетов, «разрабатывался, выпускался, комплектовался». Между тем, «Москвич»-423 был поистине эпохальным автомобилем. Шутка ли, первый в СССР универсал! Находка для советского гражданина, пытавшегося приукрасить жизнь натуральным дачным хозяйством. Причем, практически недоступная. Мелкосерийный 423-й если и продавался в частные руки, то ограниченно, в основном поступая на госслужбу. А с нее уже как-то выкупался. Понятно, что и отношение к нему было особенное. Это хорошо видно на примере нашего образца. Детали для «капиталки» двигателя и коробки, «кузовщина», многое по мелочи – для любого советского «автолюбителя» накопление запчастей было обычным делом. Тут Николаю просто повезло. Но вместе с набором инструментов и книгой по эксплуатации Коле достался своеобразный дневник бывшего и первого хозяина «Москвича», где тот отмечал свои поездки. «Такого-то сдал кроликов, проехал столько-то. Съездил в городской универмаг, купил то-то». Видно, холил и лелеял питомца или даже члена семьи. А потому, когда 423-й стал обузой, благодарные потомки того владельца не сдали машину в лом, пристроив в хорошие и, как заметно, умелые руки. Севший аккумулятор не крутит стартер, и Николай берется за его кривой аналог, комментируя свои действия так: «когда с пол-оборота заведется, когда нет». Как-никак почти живой организм! Но, пустившись, 408-й мотор удивляет ровной и тихой работой. Безусловно, подтекает кое-где маслом, и карбюратор не всегда правильно готовит смесь, но с основной задачей парнишка справился – превратил «Москвич» из недвижимости в автомобиль, перебрав двигатель, коробку, тормоза. Еще бы родной 403-й двигатель, просящий «капиталки», установить да привести в порядок интерьер с экстерьером, незначительно пострадавшие от долгих лет эксплуатации. Впрочем, косметические косячки не могут скрыть самобытного обаяния «Москвича». Это в ГАЗ-21 витает должностной пафос, 423-й же плоть от плоти трудяга. Тут тебе и чувство локтя, и осознание себя шестеренкой в огромном государственном механизме, а в багажнике четверть тонны какой-нибудь почты или продуктов. Довезти – почти боевая задача. Дух времени! Но не все так печально, как кажется с учетом возраста. Первая, бодрый разгон в горку, вторая. Тянет! Забор, бордюр, куча земли. С маневренностью тут дела хуже, чем у шестиметрового F-класса, но спасает геометрия, благодаря которой можно чувствовать себя как за рулем кроссовера, только без хрупкой пластмассы снизу. Разве что жаль сохранившийся хром бамперов, однако и его еще нужно умудриться повредить. Вообще едва ли не во всем 423-й полноценный all road. Можно легко трогаться со второй, подгазовав – и с третьей. Первая же, что джиповая «понижайка». На педаль едва дышишь, а «Москвич» ползет, словно внедорожник. И подвеска поражает off road артикуляцией, соседствующей с какой-то удивительной раллийной энергоемкостью. Да что удивляться, рычаги, судя по размерам, рассчитаны никак не на тонну с третью – на все две! И все-таки главное в нашем экземпляре – состояние, достигнутое всего лишь 16-летним школьником, работающим к тому же в одиночку. Ведь приходилось видеть заявляемое восстановленным ретро в очень плачевном состоянии. А тут хоть бери положенные 250 кг, и по почтамтам да продмагам. Максим МАРКИНАвтомаркет+Спорт № 05/2011 |