|
Эх дорога!... Не раз ее образ воспевался русскими классиками. Есть что-то магическое в этом слове, манит она к себе человека, как звездное небо. Но прочь поэтические образы, давайте говорить прагматично. Ведь ВАЗ-2112 — далеко не поэтический образ. Внушила она нам сомнение в своей надежности после годичной эксплуатации трехлетнего образца российского автопрома. Возникла у нас с сыном бредовая идея пригнать японское авто из Приморья по только что открытому Путиным сквозному проезду от самых окраин до родного Ангарска. А может, подтолкнул просто шкурный интерес сыграть на разнице в цене, да ощущение того, что если сейчас не продадим ВАЗ-2112, то потом потеряем на продаже гораздо больше. И не промахнулись, в первую «барахолку» «двенадцатая» продалась на $400 дороже, чем приобреталась год назад. Шел апрель 2004 года, впереди майские праздники, самое время для поездки. Сын заканчивал 11-й класс, благо учился хорошо, и снять его с подготовки к экзаменам на 10 дней без последствий не составляло труда.
В дорогу
Что мы знали о дороге и тяжкой судьбе перегонщиков? Да ничего. Вся подготовка свелась к тому, что взяли с собой минимальный набор инструментов, аптечку, да аварийный знак для гаишников. Так как не имели опыта общения с японскими авто, друзья нам посоветовали выбирать по следующим критериям. Чтобы двигатель работал «чисто» и была вся сухая. Коробка при переключении не дергала автомобиль при нажатом тормозе. Жестянка — это уже не проблема, одну из своих предыдущих машин делали сами, опыт не совсем удался, но представление о кузовщине получили. С билетами на поезд под майские праздники были сложности, но это к счастью, т.к. при покупке автоаптечки забыли ключи от гаража на прилавке. На другой день вспомнили и забрали, а предстоящей ночью отправились в путешествие.
Вот она дорога — «Амур», видна из окна поезда, разноцветные коробочки, чаще белые и серебристые, двигаются по ней, оставляя за собой шлейф пыли. Сосед по купе, родившийся в Ангарске, а ныне морской офицер в отставке и житель Владивостока, предложил свои услуги в качестве местного гида. «Вы, ребята, не говорите «на механике», у нас принято говорить «на коробке» или «на автомате». А если спросят, где машина бегать будет, говорите, что во Владивостоке. Так будет меньше шансов получить проблемный автомобиль.» А вообще, он нас удивил тем, что в свою Mitsubishi Delica принципиально льет только ангарский ангрол и всех соседей по гаражу научил. Поневоле призадумаешься, стоит ли брать машину в Приморье с местным пробегом. Время в дороге пролетело быстро благодаря этому доброму, веселому и общительному человеку. Соседа встречал сын, они нас и увезли на ул. 40 лет Октября до нашего временного пристанища у знакомых.
покупка
Время 10 часов утра, мы уже просмотрели «Дальпресс» (газета бесплатных объявлений, очень популярная во Владивостоке, поступает бесплатно в каждый почтовый ящик). Прозвонили несколько объявлений-безрезультатно. Ответ стандартный — машина стоит на «Зеленом углу», пожалуйста, смотрите. Едем на «Зелёный» на маленьком корейском маршрутном автобусе. Во Владивостоке не только личный автотранспорт, но и общественный сплошь импортного производства.
|
Очень красив город Владивосток, расположенный на сопках. После параллельных и перпендикулярных направлений в Ангарске радует хаотичность переплетений улиц и подъезды к домам, выполненные по краю сопок, а где и винтообразно, к беспорядочно разбросанным высоткам-башенкам на зеленых косогорах. А вот и «Зеленый» — дорога, идущая по не совсем горизонтальной поверхности, и от нее по краям, огороженные сеткой «рабица», квадратики, похожие на наши автомобильные стоянки с будочками, где сидит хозяин сего малого предприятия, или человек типа «ключника» со связкой ключей на большом кольце от каждого автомобиля и любой информацией по интересующему авто. Неверно, что на «Зеленом» можно потеряться. Вернее, географически потеряться можно, так как из одной стоянки есть калитка в другую и так далее, поэтому, пройдя через несколько дверей, бывает трудно сообразить, куда идти, чтобы вернуться туда, откуда начал свои поиски, хотя всегда можно выйти на центральную улицу. А вот в модельных рядах не запутаешься, если есть определенная цель. К тому же в этот день предложение было достаточно обширное.
За четыре часа прочёсывания авторынка сын меня буквально за рукав оттащил от Raum, и тут мы встретили ее — Corolla Spacio, которая удовлетворила по всем параметрам. Вернее, мы подходили к ней раньше, но напугал скрип при открытии двери. Человек из будки брызнул WD-40 на ограничитель открывания двери, и скрип исчез. Мы стали обследовать машину. Салон — серо-голубой велюр, все чисто, коврики CD, TV, AM/FM, электронное табло, пластик на панели и руле не затерт, резинки на педалях целы , все оборудование салона работает. Под капотом — все отлично, двигатель работает чисто, несущие детали кузова, крепеж светотехники целы, всё сухо (до этого мы уже успели увидеть на некоторых экземплярах под капотом и сломанный пластмассовый крепеж, и проволочки, и изоленту на проводах, и по цене выше). Жидкости все на уровне. Коробка работает прекрасно. По всему чувствуется — машина не усталая. Есть и косячки — растаможка 2,5 месяца назад, машина побывала в легкой аварии. Покрашена голубым «металликом» отлично, а вот жестянщики могли бы вывести кузовщину и получше — кое-где на левом крыле заметна легкая «волна». Ну да что там, машину берем для себя, да и цена смешная — $1000 выгоды против Рабочего. Берем. Созваниваемся с хозяином стоянки, скидываем $150 за сомнительный аккумулятор («прикуривали» от рядом стоящей Caldina), с трудом договариваемся с девушками об оформлении документов (время — конец рабочего дня), чтобы подождали уже двигающегося к нам хозяина. Подъехал хозяин, и тут вышла заминка. Хозяин просит: «Давайте $200, и я пойду оформлять документы». Я не понял его, хоть убей: «Идите оформляйте документы, деньги потом дам». Ситуацию разрулил сын: «Дай ему деньги и вместе идите оформляйте документы». Так и сделали.
предстартовые хлопоты
И вот я хозяин Toyota Corolla Spacio. Первое впечатление: по комфорту ВАЗ-2112 и рядом не стоит. Минут десять пути, и мы уже паркуемся на асфальтированной терраске, метров на сто выше дороги, у девятиэтажки, облицованной серым кирпичом. Но первая проблема, которую предстоит решить — покупка запасной резины.
Чтобы не рисковать ездой по незнакомому городу, решаем пробежаться пешком в поисках запасных баллонов. В нескольких шиномонтажках и на одной разборке продавцы, видимо, узнав в нас приезжих, предлагают нереальные цены. Решаем купить баллоны по дороге. Та же история с заменой масла. Полный набор с промывкой и полусинтетикой Shell стоит в полтора раза дороже, чем в Ангарске. Хорошо, и это заменим по дороге. Зато копченого мяса в дорогу взяли просто изумительного качества, надо сказать, что во Владивостоке несколько мясных производств, и конкуренция гарантирует хорошие цены и просто отменное качество, какого в Ангарске не встретишь. Складывая сумки, обнаружили, что забыли забрать домкрат у «ключника», время семь часов вечера, купить уже нереально, а ехать надо в ночь или рано утром. Звоним соседу по купе, договариваемся о встрече через 15 минут. У него в подземном гараже все с запасом. Домкрат получаем в подарок. Небольшой отдых и в путь.
первые километры
Пытаемся заснуть, но нервное возбуждение и переживание за одиноко стоящий автомобиль без номеров и противоугонки не позволяют это сделать. Если отдохнуть не получается — значит надо ехать. Наша хозяйка Люба тоже складывает сумки — собирается ехать с нами до Облучья, там у нее сестра. 10 мая в 23 часа покидаем красивейший город, дай Бог ему процветания, и выезжаем на трассу, ведущую до Хабаровска.
Никогда раньше не ездил на «японце», но как управляться с селектором «автомата», уже разобрался, едем не быстро — 60-80 км/ч. Немного сбились с пути в Уссурийске, местные помогли восстановить верное направление. Показалось, что встречные автомобили реагируют на нас как-то неадекватно — слегка шарахаются в сторону обочины. В 4 часа утра усталость берет свое. После двухчасового отдыха становится легче, и снова в путь. Кажется, я начинаю понимать причину необычного поведения встречных — эксплуатируя 12 лет леворукие авто, я привык к тому, что при движении мое тело находится у разделительной полосы. На Spacio капота не видно, вот и четверть кузова оказывается на встречной.
Около 8 часов утра встречаем шинный развал. По указателю подъезжаем к частному дому в каком-то поселочке, никто не открывает, уже собираемся ехать до следующей «продажи», как к дому подъехал грузовичок с хозяином. Пункт продажи — проще не бывает. За оградой навес, заваленный покрышками. Выбираем липучку M+S Falken родной размерности с очень хорошим протектором по 750 руб. за баллон.
как обмануть бандитов
Следующая остановка — за превышение скорости на границе Хабаровска. Один из водителей микрогрузовика обиженно говорит блюстителям порядка:
— Вы бы лучше бандитов гоняли, чем на дороге стоять.
Скорость около 100-120 км/ч, машин без номеров много, и нас они обгоняют целыми колоннами. После проезда границы Хабаровска двигаемся дальше по главной четырехполосной дороге. В правом ряду вдруг стало абсолютно пусто, и тут с нами поравнялся черный тонированный Chaser с белым бампером. Из открытой форточки выглядывает не очень дружелюбная физиономия человека лет 30. Был он, наверное, раза в полтора выше меня ростом. Затем из форточки высунулась рука с характерным жестом — как будто останавливает такси. Саша, сын, настоятельно советует: «Открой форточку, их лучше не расстраивать». Согласен, открываю форточку:
— Вы откуда?
— Мы в Облучье едем.
— Вы местные??
— В гости в Облучье едем.
— Вы че, местные???
И тут Любу на заднем сиденье взорвало громким криком, из которого я разобрал только «крутые...» и «...не проехать». Парни в Chaser закрыли форточку и надавили на газ.
Обгоняем несколько грузовиков, и впереди — две машины без номеров и транзитов — стандартный набор перегонщиков. Надеемся, что нас выведут из этого города. Так и есть — они тоже на запад, вот и Амурский мост, скорость 130-140 км/ч.
Около двух часов дня за 100 км до Биробиджана вспоминаем, что еще не завтракали — исправляем ошибку на берегу болота — полуозера. Биробиджан — город типа нашего Усолья, короче в длину, но зато в три улицы шириной.
асфальта больше нет
Часа в три за Биробиджаном кончился асфальт, начался очень мелкий гравий, где ровный, а где с гребенкой и в ямках. Скорость около 60 км/ч — я устал, сажу Саню за руль. Саша никогда машины не водил, прав не имеет, но можно ехать — ГАИ здесь не встретишь. Два часа сижу на пассажирском сиденье, объясняю ему, где притормозить, какие последствия могут быть, а где можно разогнаться. Саша не хулиган, очень аккуратен, и за рулем его характер проявляется в полной мере, на левом руле не ездил, поэтому «габариты» ему дались легче, чем мне. Через два часа принимаю у Саши экзамен и пытаюсь заснуть. Поразительный у парня баланс инстинкта самосохранения, чувства скорости и габаритов. Саша едет до Облучья, часов до семи вечера.
Первая проверка Spacio по деревенской грязи — достойно. Клиренса хватает. Остановка до девяти вечера, ужин, осмотр машины, по российской привычке — все в норме. За Облучьем — Амурская область. Дорога становится в два раза шире, а полотно состоит из гравия диаметром до пяти сантиметров. Я еду часов до трех ночи. Под утро миновали Благовещенск, вернее, отворот на Благовещенск и стационарный пост ДПС с отметкой у них в компьютере. Перед Благовещенском стали появляться куски асфальта, а далее и вообще сплошь асфальт и только местами гравий. Проехав Благовещенск, опять ложусь спать. На этом участке ночью ехали практически одни — ни встречных, ни попутных. Часов в семь утра Саша будит меня — надо проехать пост ДПС (стационарные посты заранее обозначены знаками).
Около десяти утра подъезжаем к Свободному, известному своим космодромом. Решаем, что тянуть со звонком домой дальше уже нельзя (из Владивостока дозвониться не смогли). Сворачиваем с федеральной трассы, несколько километров и въезжаем в город. Находим переговорный пункт. У жены с сердца падает камень. Те же местные подсказали, что на въезде в город есть разборка/замена масла/автосервис. Промывка, замена масла на полусинтетику Shell, масляный фильтр на 800 руб. дешевле, чем во Владивостоке. Пока ремонтники меняли масло (при этом презрительно обозвали Spacio «фунтиком»), здесь же на разборке купили штатный домкрат с крутилкой (200 руб.). Задержались в Свободном часа на два — город и местные жители оставили приятное впечатление.
|
Днем миновали Шимановск, пообедали, заправились — дальше асфальта не будет, появится только за 100 км перед Читой. Начался гравий диаметром до 5 см, едем со скоростью 50-70 км/ч, дорога относительно ровная, шириной в 4 полосы. Иногда встречаются гребенка и ямки, стараемся их обруливать. Навстречу часто попадаются фуры, прижимаемся к краю дороги и притормаживаем, чтобы щебенкой из-под колес не посекло кузов. Нас часто обгоняют перегонщики — целыми колоннами по пять и более машин. Из-под них летит больше камней, чем от встречных, стараемся прижиматься к обочине. Камушки из-под колес ежесекундно секут пластиковые подкрылки, пороги и дно кузова. Такое ощущение, что весь кузов уже в крапинку, но антигравийное покрытие на порогах и по низу дверей держится. Психологически это тяжело, но стараемся не обращать на это внимание, а при осмотрах на остановках кузов держится молодцом. Дорога местами строится, отсыпается, оставляя для проезда террасы среди насыпи, но ехать, сбавив скорость, можно. Перед Магдагачи дорога идет вдоль железной дороги, ее постоянно ровняют грейдером, ехать можно легко километров 80 в час.
Спускает левое заднее колесо, подкачиваем, «бескамерка» еще держит. https://roksa.ch Дотягиваем до Магдагачи, останавливаемся у шиномонтажки. Сервис деревенский, приходится самим снимать колесо, ремонтники ведут себя так, будто мы им чего-то должны, а не они хотят заработать деньги. Подходят парни, обогнавшие нас по дороге на Mitsubishi Lancer и «деревянной» Corolla — они из Новосибирска. Видно, что люди бывалые, не в первый раз едут, да и машины, скорее всего, на продажу. Спрашиваем, как дорога дальше — самое плохое после Сковородино. Ужинаем на краю Магдагачи, свернув в карьер у дороги в косых лучах заходящего солнца. Вспоминаем добрым словом владивостокские мясокомбинаты.
разборка
К полуночи доезжаем до Сковородино. Мы и еще несколько машин как-то сбились в кучу. Останавливаемся на заправке, тут же закусочная, рядом ночуют несколько машин. Я ложусь спать на пассажирское сиденье, Саша — за руль. Через 40 минут Саша будит меня.
— Я от них отстал, не знаю, куда ехать.
— А чего так?
— Из-под них камушки летят, чтобы не посечь капот, я приотстал и после поворота потерял их из виду.
Стоим на развилке у ж/д полотна минут пять, навстречу едет грузовичок, спрашиваем направление на Читу.
— Доберетесь до Тохтамыгды, там спросите.
Минут через пять деревня, время около часа ночи. В домике у дороги горит свет, стучусь в окно. Мужчина спокойно объясняет, что мы заехали в деревню не с той стороны, надо проехать под ж/д полотном и заехать в деревню с другой стороны полотна, там спросите. Выполняем рекомендации коренного жителя. Вдоль дороги идут двое ребят 17-18 лет, машут руками — не останавливаемся. Подъезжаем к деревне с другой стороны — развилка в лес и в деревню, дорога в деревню более укатанная, складывается впечатление, что до федералки надо двигаться через деревню, сворачиваем, но все еще сомневаемся.
Вдруг из леса выезжает «бежевая» «шестерка», из нее выскакивает пассажир и подходит ко мне.
— Ну, что, парни, платите. Кому платили? Дорога платная, давайте полтинник.
|
— Платить не будем и, вообще, время на разговоры у нас не запланировано.
«Шестерка» стояла фарами на выезд, и пока мы разворачивались, проехала несколько сот метров и остановилась перегородив дорогу в месте типа мостка, края дороги завалены каким-то строительным мусором, объехать нельзя. Останавливаемся. Парни в «шестерке» резко сдают назад, пытаясь нас затаранить, и останавливаются в сантиметре от нашего бампера. Мы ничего не делаем. «Шестерка» срывается вперед на несколько метров, в этот момент я на пассажирском сиденьи опускаю форточку и стреляю в воздух из «осы». С заднего сиденья выходит парень и кидает в нас монтировкой. Кидает специально мимо — они не знают, что у нас в руках. Парень садится в «шестерку», она резко разворачивается и останавливается водительской дверью напротив нашей задней с моей стороны — я на пассажирском сиденье. Я высунул в открытую форточку «осу»: «Сиди с...». Между нами 1,5 метра, форточка у водителя «шестерки» тоже открыта. Происходит пауза, они оцепенело смотрят на меня, сколько это продолжалось, не знаю, но достаточно, чтобы понять, что они «съезжают».
«Саша, трогайся!» — мы срываемся вперед, «шестерка» разворачивается, вяло преследует. Минут через пять фары сзади исчезают во тьме.
водные процедуры
Дорога в четыре полосы, гравий до пяти сантиметров, скорость около 70 км/ч. Начинаются недостроенные мосты: съезды — броды — подъем на отсыпанное полотно дороги. Один брод преодолели благополучно. В четыре часа утра подъехали к следующему. Предварительно вышли, посветили фонариком, вроде не очень глубоко, ширина метров восемь, на дне видны крупные валуны. Чтобы не побить днище кузова, съезжаем в воду плавно, на середине ручья мелкие камушки, и колеса, буксанув, зарываются в гравий. Раскачка взад — вперед только еще ниже садит машину. Саша выходит из машины, пытается толкнуть, не помогает. Течение создает бурунчик перед кузовом, он выше дверей, и в салон начинает поступать вода. Успеваем убрать с пола ценные вещи типа CD-плейера и фотоаппарата. Двигатель работает, но надо выйти посмотреть уровень воды под капотом. Снимаю кроссовки и при выходе из машины нечаянно сталкиваю их ногой в воду, их уносит течением. Вода температуры талого снега — очень холодная. Саша борется с холодом — вытер ноги полотенцем и задрал на панель. Под капотом облако брызг — уровень воды по генератор, ремни цепляют воду, увлекая за собой враждебную электрическим проводам субстанцию. Решаю заглушить двигатель, дабы исключить повреждение изоляции высоковольтных проводов или еще чего-нибудь электронно-электрического. Ноги замерзли так, что ломит не только кости, но и зубы. Конечности на панель, глушу двигатель.
У недостроенного моста ночует строительная техника — люди должны быть где-то недалеко. Страх, что машина «промокнет» и не заведется (не знаем, где находится процессор управления двигателем) толкает на поиски лагеря строителей. Иду на восток, ночь, звезды, недалеко стучит железнодорожный состав, минут через 40 чувствую, что смозолил ноги, начало светать. Разворачиваюсь — все равно сейчас кто-нибудь поедет. Навстречу КАМАЗ-«вахтовка».
— Эй, мужик, давай деньги, мы твою машину на берег вытащили.
— Завелась?
— Завелась, давай на бутылку.
У меня было 20 рублей и пятисотрублевые купюры. Достаю 500 руб. «В самый раз», — говорит камазист и бегом в кабину. Я не успел его даже попросить, чтобы он меня увез назад к ручью. Ну да ладно, может быть, благодаря тому, что поделился деньгами с жутко бедными слоями населения восточной окраины Читинской области, наше путешествие окончилось благополучно. Саша позже сказал, что водитель КАМАЗа заработал «пятихатку» честно, даже пустил погреться, сам достал трос, бродни, нашарил крюк под водой, грамотно закрепил трос, не поцарапав бампера.
Стиснув зубы, перехожу брод — Саша на берегу черпает воду из салона. Время шесть утра, сушить салон бесполезно, воды по двери. Поставили машину на косогор и слили воду в открытые двери, вычерпали остатки — сушить будем дома. И в путь!
Танкодром
Начинается дождик, иногда пробрасывает снег. Ноги жутко болят — или смозолил, или отморозил — волдыри во всю подошву. Дорога стала просто отвратительной — булыганы из плетняка диаметром 10-20 см навалены по гребню горы. Края дороги покатые. Съехать на край страшно — как бы машина на булыганах не пошла юзом под гору. Движение: газ — тормоз, скорость 10-15 км/ч, машину сильно раскачивает. Страшно — или ошибусь, или просто не повезет и пробьем картер. По такой дороге вряд ли кто потащит на веревке.
Часов в 10 утра подъезжаем к очередному недостроенному мосту, но съезда с дороги и брода нет. Заезда на мост тоже нет. Мост начинается с ж/б плиты высотой мне по пояс, а чтобы на нее заехать, лежат две мокрые доски толщиной 40 мм, шириной 200 мм под доски положены куски плетняка, чтобы они не сломались под тяжестью автомобиля. С первой попытки преодолеть препятствие не удается — доски сдвинулись с плиты под машину. Саша, с помощью догнавшего нас мужчины тоже на Spacio, устанавливает доски на место, подкладывает под них плетняк. Я выйти из машины не могу — болят ноги. Наконец, заезжаем. На просьбу держаться вместе красноярец возразил, что ему в субботу надо быть на рынке, и быстро удаляется от нас. Такая дорога будет до Амазара, около 200 км, со слов красноярца. Меняемся местами, засыпаю. Проснулся через час, глянул на спидометр — проехали 30 км. Пристроился за Noah и поймал скорость (до этого ехали не больше 15 км/час). Подвеска ежесекундно отрабатывает препятствия, на удары стоек в кузов через отбойники уже не обращаем внимания. За руль садиться даже не пытаюсь, если у Саши получилось — пусть едет, да и габариты он чувствует лучше.
Догоняем колонну из трех машин: длинная фура, Bluebird и Sprinter. Они едут чуть медленнее. Нам это подходит. У грузовика в кузове, скорее всего, стоит еще один автомобиль. Преодолеваем несколько бродов у недостроенных мостов. Очередной знак — съезд влево с насыпи — вдоль объезда навалена дамба, за дамбой лес и в лесу несметное количество кубометров воды. На объездной дороге вдоль дамбы до брода выстраивается очередь. Сквозь ворота шириной метров 15 вся эта снеговая вода устремляется под недостроенный мост. На другой стороне стоит трактор для тех, кто не смог преодолеть брод, и рабочий, размахивая руками, показывает верную траекторию движения по воде. Фура застревает на выезде, задев серединой рамы за кочку на краю берега. Трактор берется за работу, предварительно убедившись, что у фуры ничего снизу не отвалится. Bluebird и Sprinter проезжают, но неудачно: первый оторвал пластиковую защиту двигателя, второй чуть надломил крепеж бампера. Учитывая их ошибки, сажусь за руль. Съезд крутой и у берега очень глубоко, вода захлестывает на капот до лобового стекла. Потом машина поплыла, едва касаясь колесами дна от освободившихся пружин, не обремененных силой тяжести. Но Spacio все же как-то слушается руля, и я ориентирую правое колесо на камень — машина благополучно выходит на берег. Потом крутой подъем на дорогу по рыжему откосу, похожему на глину, так как передние колеса не срываются юзом.
|
К трем часам дня вскарабкались по гребню до Амазара. Заправка, вся наша колонна ремонтирует колеса в шиномонтажке. Мы — тоже, приспустило левое заднее колесо, подозреваем, что в Магдагачи ремонтники просто проткнули колесо от фонаря и вставили полоску сырой резины. В колонне было двое тюменцев и красноярец на Bluebird. Володя, водитель грузовика, увидев наши припасы провианта, посоветовал покушать горячей пищи. «У вас что, денег нет?». Мы ему объяснили, что нам так нравится. Уверен, скажи мы да, он бы дал нам денег на обед. Вот это люди! После обеда, ремонта шин, осмотра машины есть время, ребятам еще не отремонтировали колеса, решаем отдохнуть. Мы с Сашей моментально засыпаем. Просыпаюсь через час, Володя смотрит на нас из кабины грузовика, и как только я повернул голову, махнул рукой — заводите машину. Надо же, они нас ждали.
Дальше все прозаичней и легче. Два легких брода, гравий стал постепенно мельче, миновали к пяти часам Могочу. В Давенде вышла заминка. Остановились, собираемся на совет. Из-за больных ступней вместо меня ходит Саша. Володя, самый бывалый, говорит: «После дождей дороги размыло, трудно сказать, какая плохая, а какой вообще не проехать».
— Давайте у местных спросим.
Володя улыбнулся: «Ты чего, они или в другую сторону отправят, или туда, где грязь непролазная. Ну, поехали». Недружелюбность местного населения ощущается кожей. Дубленые лица в засаленных телогрейках, ужасающая нищета. Вдоль дороги везде стоят дети с протянутой рукой: «Дяденька, дайте червонец на счастливую дорогу». Едем мимо развилки с указателем «Чита», но Володя поворачивает совсем в другую сторону — знак развернули местные. Хоть бы картошки на дорогу вынесли, заработали бы. Нет, легче просто смотреть на нас как на богатеев.
Володя останавливается у дома, подходит к двум местным у калитки. Нам повезло. Одному из них надо в лагерь строительных рабочих, нам по пути, он садится к Володе и показывает дорогу. Дорога принимает вид проселка, местами только начинают отсыпать, местами колея, но для «японки» это вполне проходимо. После кошмарного подъема на Амазар здешний ландшафт воспринимается нормально — только бы хватило клиренса. Spacio по кочкам идет увереннее Bluebird и Sprinter, она немного выше над дорогой и свесы покороче.
Еще час-полтора, и дорога приобретает знакомый вид четырехполосной гравийки с мелким гравием до пяти сантиметров. Наша колонна ускорилась, Саша приотстал. Молодец, едет безопасно, так, как позволяет дорога и водительские навыки. В 12 часов ночи меняемся. Терплю до 4 часов утра. Цель — доехать до Чернышевска, держусь за колонной из трех машин: Nissan Sunny, Mitsubishi Lancer и «деревянная» Corolla. За полчаса до Чернышевска ловлю себя на том, что засыпаю с открытыми глазами — вижу впереди красные габариты и одновременно сон в течение долей секунды, останавливаюсь на обочине, колонна уходит вперед. Саша спит, разбудить его не могу, спим до 6.30. Проснулись — кругом бело, на земле снег глубиной сантиметра три. Короткий завтрак, и в Чернышевск. Проверяем ABS — работает. Заправились в Чернышевске, страшно хочется пить. Спрашиваем у местных, где круглосуточный магазин, они нас удивляют:
— Все магазины работают с 9.00.
Ну, точно они не хотят зарабатывать деньги, оставим свой червонец в другом месте.
Асфальт
После Чернышевска хорошая укатанная гравийка, можно спокойно ехать 90 км\ч. На обочине ночует ушедшая ночью колонна. Странно, на будущий год отрезок Чернышевск — Чита стал пользоваться дурной славой в смысле дорожного криминала. Около 12 дня миновали читинский пост ДПС — опять отметка в компьютере. За 100 км перед постом ДПС начался асфальт, теперь самое страшное позади. Да здравствует цивилизация!
После Читы — Бурятия. Саша обратил внимание на отсутствие попрошаек на обочине, добротные дома, недорогие закусочные с отменными мясными блюдами, жизнерадостных, прилично одетых детей. Едем небыстро, 90-110 км/час, где позволяет дорога, из передних стоек от бездорожья вышел газ, машину покачивает, притормаживаем на «волнах». Нас догоняет колонна, ночевавшая за Чернышевском — у них такая же история со стойками, разогнаться быстрее не могут. Поняли, что они из Омска, отмечаясь на посту ДПС на границе Читинской области и Бурятии. Около 10 часов вечера — Улан-Удэ. Проезжаем город и в 2 часа ночи, измотавшись полностью, останавливаемся на какой-то заправке на ночлег. Саша спит мертвым сном и меня менять не хочет. Проснулись около 8 утра, последний рывок вдоль Байкала, и в 12.30 мы, сильно утомленные, но довольные, подъезжаем к нашему дому в родном городе. Заглушив двигатель, спрашиваю у Саши: «Поедешь еще?». Кивает головой.
Странно, у меня тоже не осталось ощущения реальной опасности дороги.
Итоги
Время в пути 4,5 суток, вдвоем ехать легче и веселее. Опасностей будет меньше, если учесть некоторые нюансы. Расходы на бензин — 4,2 тыс. руб. в ценах 2004 года. Заправки есть везде, заправляться под завязку обязательно нужно в Сковородино и в Амазаре. Не лишне иметь минимум два баллона на дисках, но в нашем случае это было не актуально, так как не порвали ни одной камеры. Причиной тому сырая погода по всему бездорожью — скользкая мокрая покрышка и мокрые камни не резали резину, а скользили по ней, и невысокая скорость движения. Работы после пробега: просушка с разборкой салона (приятно удивило, что пластиковые детали салона легко снимаются и ставятся на место без дефектов при разборке). Ревизия двух передних стоек с наддувкой газа (1000 руб). Задние преодолели перегон достойно, не потребовав вмешательства. Выправили вмятину на бензобаке (указатель топлива не опускался до нуля из-за шишки внутрь на дне бака) и трубу глушителя (загнули о камень на броде) — это ничего не стоило, так как работа выполнялась своими руками.
Spacio очень надежный автомобиль, качественное лакокрасочное покрытие. Ни салон, ни кузов не подверглись никакому ущербу во время перегона типа сколов или скрипа пластиковых панелей. В простоватом салоне изумительно удобные сиденья: за 4,5 суток непрерывного движения ни одна часть тела не почувствовала дискомфорта и не заболела.
P.S. Саша, несмотря на 10-дневное путешествие, благополучно сдал выпускные экзамены и поступил в один из вузов в Иркутске на бесплатной основе.
Сергей ДЕМЕНТЬЕВ
Автомаркет+Спорт № 46/2005
|