|
Таким выражением у нас принято называть что-то совершенно непонятное. Наверняка созданное разумными людьми, но почему-то никак не адаптированное к особенностям нашего мировосприятия. И неважно, что это будет такое, примитивные строчки из популярной песенки или древнейший рецепт изготовления пороха — не «под нас» скроено, а потому и внимания нашего недостойно. Ведь все непонятное и неизвестное является таковым исключительно потому, что находится заведомо ниже уровня нашего интеллекта, и сверхсовременным высокоразвитым мозгом попросту не воспринимается. Как китайцы, например — что им толку от изобретения бумаги, если они даже алфавит нормальный не придумали? То-то! Живут себе, копошатся, весь мир дешевым тряпьем завалили, теперь вот бытовую технику осилили и даже на авторынки замахиваются. Впрочем, ну и пускай пашут, раз такие трудолюбивые — мы-то с вами без пяти минут Европа, цивилизация как-никак, не к лицу нам за копейки тылом к небу ползать. А то, что поток товаров из Китая не только не уменьшается, а с каждым днем добавляет как в количестве, так и в брендовом разнообразии — так китайское оно и есть китайское...
Культурный шок
|
Вдоль берега этой реки протянулись бесчисленные магазины и закусочные, но попробуйте найти здесь мусор! |
|
Китайская Toyota Corolla выглядит намного привлекательнее, чем ее «пучеглазые» европейские и японские аналоги |
Именно так, иначе и не скажешь. Потому что первое, что замечаешь по прилету в международный аэропорт Тяньцзинь — абсолютная чистота во всех помещениях и на прилегающих территориях, аккуратно подстриженные газоны на огромных парковках и замысловатые композиции из низкорослых кустов и деревьев. Позвольте, а где непролазная грязь и горы мусора, известные нам по «шанхайке»? Или к нам приезжают какие-то другие китайцы? Ответ, столь очевидный и одновременно с этим бесконечно далекий от привычной действительности, пришел на безлюдной привокзальной площади, где мы ожидали появления замешкавшегося на таможне пассажира рейса «Иркутск-Тяньцзинь». Ожидание затянулось, заставив вспомнить о пагубном пристрастии к курению табака, но когда остатки сигарет потребовалось куда-то выбросить, выяснилось — ни одной урны в пределах видимости нет, а использовать для этих целей абсолютно чистый и ровный асфальт показалось кощунством. Консультация с водителем-китайцем оказалась недолгой, а результат ее шокирующим — он просто забрал окурки из наших рук и растер их ногой по дорожному покрытию. Простые истины — чисто бывает не там, где не мусорят, а там, где весь мусор вовремя убирают. А применительно к теме курения скажу, забегая вперед: даже в центре Пекина никто из китайцев не утруждает себя поисками урны, а выбрасывает окурки прямо под ноги. Они уверены, стоит им оглянуться через пару десятков метров — и злосчастной крупицы мусора там уже не окажется. На столике великолепного, выполненного в древних традициях ресторана не оказалось пепельницы? Ее роль с успехом выполнит облицованный мрамором пол, а посетитель будет готов принять извинения нерадивых официантов. Последних, кстати, ждет еще и объяснение с менеджером — часовая муштра всего персонала и настоящая строевая подготовка особо «отличившихся» прямо перед рестораном, на глазах у прохожих...
|
Взяв за основу нестареющий Toyota HiAce, китайцы сделали из него и Jin Bei, и Foton Alpha, и даже просто Haise |
|
Chairman Limousine — настоящая китайская роскошь, при средней цене нормальной легковушки в 200000 юаней за эту придется «доплатить» еще миллион |
Тем временем последний турист закончил таможенные формальности, и наш Toyota Coaster под несмолкаемый рассказ гида-переводчика начал свой 100-километровый бросок по платной скоростной магистрали, соединяющей Тяньцзинь и Пекин. Ровная, словно отчерченная по линейке стрела магистрали (из иллюминатора Як-42 вообще весь Китай показался состоящим исключительно из ровных линий и прямых углов) летит сквозь бесчисленные рисовые поля и искусственные водоемы, лесопосадки и государственные флаги на любом, сколько-нибудь заметном, строении. Рисовые поля в это время года пустынны и необитаемы, а вот по берегам водоемов наблюдается кипучая деятельность — здесь разводят, ловят и продают рыбу, одно из главных составляющих национальной кухни. За несколько юаней арендной платы на таком квадратном озере можно порыбачить и самостоятельно, однако подобное занятие интересно лишь для туристов. Сама магистраль представляет собой двухполосное в каждую сторону шоссе с бордюром, исключающим возможность выезда на встречную полосу. Такое разделение встречных потоков поначалу удивило (и не лень им было за городом бордюры по осевой делать?), а потом сменилось искренним уважением — ведь проще исключить возможность аварии, чем разбираться с ее последствиями. Тогда я еще ничего не знал о том, что ВСЕ дороги со встречным движением в том же Пекине оснащены разделительными бордюрами, газонами, небольшими металлическими заборами. Аналогичные сооружения есть и по краям дорог, с разрывами в местах пешеходных переходов. И не важно — центральная это магистраль или внутриквартальный проезд, формулировка «выезд на полосу встречного движения» здесь невозможна.
|
Аэропорт Тяньцзинь. Любая машина на парковке достойна отдельной фотографии — все они так или иначе отличаются от прототипов |
А что же за городом? Смеркается, геометрически верная прямая линия шоссе продолжает уходить вдаль, иногда «прирастая» гигантскими многоуровневыми развязками — потенциально опасные Т- и Х-образные примыкания второстепенных дорог исключены еще при проектировании, варианты «с проселочной грунтовки сразу на федералку, да еще под углом в 90 градусов» отсутствуют как явление. Но и этого развивающейся стране недостаточно — активно возводятся новые мосты, путепроводы, на сооружении которых в равной степени используется как местная тяжелая спецтехника, так и САТ. Поражает обилие автомобильной рекламы — за потребителя активно сражаются местные и иноземные автопроизводители. Toyota начала продажи модели Reiz (известной на внутреннем рынке как Mark X), Nissan штурмует рынок сразу с двух сторон —флагманом Teana и компактным седаном Tiida, Subaru старается заинтересовать покупателя уже известными Legacy и Forester. Здесь же становятся заметны некоторые особенности поведения местных водителей, как то отсутствие приоритета левого ряда над правым. Так что легковушки «прошивают» вереницы большегрузов то слева, то справа — никто не возмущается, не изгоняет медлительную фуру из «наезженного» ряда, а оказавшись впереди, не пытается сместиться правее. Еще из особенностей загородной езды — поголовное движение с включенным дальним светом. И не слепят ведь, и сами не слепнут! Единственный вариант включения ближнего света — «поморгать» с просьбой уступить дорогу для обгона.
|
Турникеты для сбора денег за проезд имеют такие каркасы безопасности, что «зайцу» не прорваться и на танке |
|
Единственное распространенное в Пекине спорткупе Hyundai Tiburon стало таким благодаря началу китайской сборки |
И вдруг — стоп, машина! Что такое? Впереди до самого горизонта выстроился совершенно неподвижный многокилометровый затор. Мы, только что заняв очередь в самом его хвосте, тут же оказываемся далеко не последними — уже через несколько минут количество автомобилей за нашей кормой едва ли не превышает то, что стоит спереди. Похоже, это надолго. Водители привычно покидают автомобили и рядами, плечом к плечу выстраиваются вдоль обочины, где совершенно буднично и непринужденно, словно в собственном туалете, начинают дружно справлять малую нужду. Так что когда прошло наше оцепенение, первой мыслью была гордость за цивилизованную Россию — у нас такое (имеется в виду массовость явления) пока не в ходу. Но затор на шоссе растаял на редкость быстро и безболезненно, а его причиной стала не авария, а заглохший в левом ряду двухкабинный грузовичок Forland. И названием, и внешним видом эта машина что-то очень сильно напоминает, но не пойман — не вор, так что «Форландов» всех мастей и грузоподъемности на китайских дорогах хоть отбавляй, тогда как в качестве полноразмерных магистральных тягачей используется только местная техника FAW и DongFeng. Эти изначально спроектированные под лозунгом «дизайн — не главное» автомобили в большинстве своем представляют довольно жалкое зрелище — с ободранной краской, вкруговую мятыми и оцарапанными кабинами, зачастую с фанерными листами вместо кузовных панелей. Растолкать такую армаду «боевых» большегрузов совсем непросто, тем более что никто из них «свой» ряд покидать не собирается, не всегда помогает и довольно рискованный обгон справа по обочине, за сплошной линией разметки — эта довольно широкая полоса асфальта изобилует поперечными желобами для отвода воды. А потому в Пекин прибываем уже затемно.
Столица будущего
|
Вариант тюнинга китайского SUV, выполненный по принципу «всего и много». Тут даже не важно, что псевдохромовый кенгурин начал покрываться пятнами ржавчины |
Пекин (правильнее будет Beijing, что в соответствии с транскрипцией и особенностями местного языка звучит как нечто среднее между «Бейджин» и «Бейдзин») — столица КНР, город с трехтысячелетней историей. Начиная с 1000 года нашей эры, он служил либо основной, либо второстепенной столицей нескольких императорских династий, а на протяжении последних 580 лет остается бессменным политическим и административным центром Китая. В настоящее время город, имеющий согласно древним учениям о космическом порядке квадратную форму, занимает площадь почти в 17000 кв. км, а его население вплотную приблизилось к 15 миллионам человек. Древнейшее сооружение — Великая Китайская Стена на северной окраине Пекина, самое высокое здание — телевизионная башня на юго-востоке (405 метров). Расположенный на высоте 43 метра над уровнем моря, этот мегаполис представляет собой исключительно гармоничное сочетание древних парков, дворцовых комплексов и храмовых сооружений с современными небоскребами из стекла и бетона...
|
Небольшие скверы и парки с многочисленными скульптурами и аккуратно подстриженной зеленью — явление в Пекине вполне обыденное |
|
Автомобилей великое множество, а места на парковках в центре города все равно хватает |
Пекин появился за окнами автобуса совершенно неожиданно — только что было пусть и освещенное, но загородное шоссе, и вдруг небо закрыли огромные зеркальные башни небоскребов, а свет уличных фонарей померк под натиском разноцветной рекламы. Широченные, до отказа заполненные транспортом улицы и проспекты, шикарные деловые центры и нескончаемые ряды частных ресторанов, магазинов и магазинчиков — безусловно, прибытие в Пекин именно в ночное время накладывает неизгладимый отпечаток на первое восприятие города. Сон, сказка, исполнение желаний — кажется, здесь возможно все. Хочется бесконечно бродить по улицам, заглядывать во все подряд магазины и рестораны, любоваться великолепием древней архитектуры и находить ее отголоски в современных многоэтажках. Полиции нет до тебя никакого дела — медленно двигаясь по улицам с постоянно включенными проблесковыми маячками, местные копы больше заинтересованы в реальном поддержании порядка, чем в проверке документов и «превышении полномочий» в отношении иностранца. Уж если кто и способен испортить идеалистическую картину города, так это нищие и «массажистки». Первые отлично знают слово «money» и непрерывно повторяют его, тряся у тебя над ухом большой металлической кружкой с горстью монет, вторые используют «Hello!», но требуют, по большому счету, все тех же «money». Кому интересно, могут поторговаться. Китайцы вообще большие любители торговли, и в результате переговоров первоначальную цену за товар (даже живой) можно уменьшить в 4-5 раз. Порой даже интересно становится — а какова его себестоимость и какую величину «навара» предполагал получить продавец? Торг уместен и в магазинах с «твердыми» ценниками, но там его размеры не столь внушительны и предполагают, по большей части, 20% скидки и подарок на ее сумму. А вот где торговаться не принято и даже вредно — так это в супермаркетах и ресторанах. Для оплаты покупок лучше иметь с собой китайские юани — за ваши 100 долларов США (другую валюту здесь не признают, а о рублях вообще никогда не слышали) можете получить 800 юаней, что по местным меркам очень неплохая сумма. А вот юани на доллары вряд ли кто согласится поменять.
|
Скандально знаменитый Chery QQ не отвадил корейцев от рынка Поднебесной, а будучи в два раза дешевле «Оки», теперь уже сам начинает искать пути и на наш рынок |
|
Китайский минивэн Freeca, несмотря на всю свою индивидуальность, тоже напоминает что-то японское |
Первые лучи солнца отражаются в миллионах зеркальных стекол, которыми покрыты многочисленные высотные башни Пекина. Утихшее было под утро уличное движение возобновляется с новой силой, наполняя слегка сизый городской воздух шелестом покрышек и непрерывным воем сотен тысяч клаксонов. Сигналят здесь все и всем — иногда складывается впечатление, что без заветного «би-би» не обходится ни один маневр. Особенности дорожного движения, замеченные еще на подступах к городу, в полной мере проявляются и на пекинских проспектах. Так, здесь нет разделения на скоростные и медленные ряды — все они, независимо от ширины проезжей части, абсолютно РАВНОПРАВНЫ. Перестроения сопровождаются обязательным включением указателя, однако при этом достаточно, чтобы корма меняющей ряд машины поравнялась с передним бампером уже идущего в этом ряду автомобиля. Ничего, пропустит — через сотню метров сам аналогичный маневр выполнит, и не раз. Проверено — на протяжении одного километра можно более пяти раз оказаться впереди одного и того же автомобиля, и столько же пропускать его вперед. Принцип «кто круче — тот и прав» здесь не работает, от статуса автомобиля не зависит ровным счетом ничего. Выезды из внутридворовых проездов, как и вклинивание в движущийся по главной дороге поток, происходят совершенно безболезненно, в крайнем случае кто-нибудь сердито загудит клаксоном (нередко как раз тот, кто должен уступать дорогу). О том, чтобы заблаговременно занять ряд для маневра, не может быть и речи, все происходит в последний момент, когда до перекрестка остаются считанные метры — и никаких аварийных ситуаций! Единственное ДТП, увиденное за три дня пребывания в Пекине — таксист на древнем Citroen ZX слегка «догнал» мини-грузовика, так поглазеть на это чудо собралась целая толпа. Но самое главное — никто не мнит себя великим гонщиком! Если человек ездит на седане, минивэне или универсале, он и ведет себя соответственно, не пытаясь доказать окружающим, что его Corolla с мотором 1,3 литра сейчас «порвет» всех на светофорных стартах. Любители быстрой езды просто покупают себе соответствующие машины, причем едва ли не единственными во всем Пекине подобными автомобилями являются Hyundai Tiburon (подозреваю, что только из-за того, что их сборка налажена в самом Китае). Любитель «пошустрить» в потоке встретился всего единожды — его черная BMW Z3 пыталась протиснуться между двумя плотными рядами транспорта, но совсем «не по-китайски» обойдя пару машин, наглухо завязла в потоке. Через минуту, когда наша Elantra обошла незадачливого гонщика, мои предположения подтвердились — за рулем сидел совсем не китаец...
|
Башня CTS Hotel являет собой удачное смешение древних традиций в архитектуре с современными технологиями в строительстве |
Велосипеды, этот традиционный для Китая транспорт, под натиском поголовной автомобилизации начинают сдавать позиции. И хотя городские дороги имеют специальные полосы и светофоры для движения велосипедов, а на обочинах существуют организованные стоянки двухколесных, общее количество этого транспорта не идет ни в какое сравнение с автомобилями. Да и отношение водителей к велосипедистам, мягко сказать, прохладное — в особо напряженные часы на многих перекрестках появляются регулировщики, чтобы дать двухколесному транспорту хоть какой-то шанс пересечь дорогу. Притом что пешеходы могут перейти улицу на любой сигнал светофора, даже не повернув головы — их пропустят. Иногда это даже забавно: на светофоре горит зеленый сигнал для пешеходов, но поворачивающие направо автомобили этот момент почти всегда игнорируют, лишь чуть сбрасывая скорость, и возникает ситуация «кто кого» — замешкается пешеход, и машина проскочит дальше, сделает еще один шаг, и водителю придется тормозить основательнее.
|
Остается только догадываться, какую пошлину заплатил владелец этого Mini за ввоз машины на территорию Китая, пусть и под дипломатическими номерами |
Но существует, по крайней мере, один момент, когда и пешеходы, и велосипедисты, и автомобили не рискнут ни на сантиметр сдвинуться на проезжей части. Ежедневно, в пять часов вечера, на самой большой в мире площади Тяньаньмэнь производится ритуал снятия государственного флага. Почетный караул в торжественной обстановке уносит его в Императорский дворец, чтобы в 6 часов утра вновь поднять над площадью. В этот момент все движение на Тяньаньмэнь полностью перекрывается, и автомобили (по шесть рядов в каждом направлении) терпеливо дожидаются окончания ритуала. Впрочем, и по окончании этой пробки движение транспорта не становится хаотичным, оставаясь во власти уличных регулировщиков, которые самостоятельно оценивают дорожную ситуацию и интенсивность потоков, после чего включают тот или иной сигнал светофора.
Кто на Чем
|
Неизвестно, на какую категорию больше — туристов или самых бедных пекинцев — рассчитаны такие рикши, хотя ездят они на редкость быстро |
|
Турникеты для сбора денег за проезд имеют такие каркасы безопасности, что «зайцу» не прорваться и на танке |
Ох уж эти стереотипы и заблуждения! Краем уха все слышали, что в Китае собирают и VW, и Jeep, но почему-то решили отождествить тамошний автопром с вседорожниками Great Wall и пикапами Admiral. Но помилуйте, GW совсем не относится к монстрам китайского авторынка, а Admiral вовсе необязательно существует лишь как пикап. Общая доля собственно китайских автомобилей (то есть со своими названиями, собственного дизайна и пр.) в общем потоке ничтожно мала, приближаясь к стопроцентному показателю только в сегменте пассажирского и коммерческого транспорта. Все остальное — модели известных фирм, собираемые на территории КНР. 200-процентные пошлины на ввоз готовых автомобилей, льготы для строительства сборочных цехов, необходимая материально-техническая база, возрастающий уровень качества и неисчерпаемые людские ресурсы — все это позволяет иностранным компаниям без опаски клеить свои фирменные шильдики на выпускаемые в Китае автомобили. Причем речь идет преимущественно об «американских» вариантах этих автомобилей. Так, китайские Toyota Corolla, Honda Accord, VW Jetta, Nissan Quest и еще с десяток других изготавливаются либо в «янки-версиях», либо просто не имеют европейских аналогов. Кто-нибудь знает о существовании Ford Fiesta в кузове седан? Очень интересный автомобиль, размерами никак не меньше Focus, но предназначен только для рынков Китая и Индии. А про Toyota Vios многие слышали? Имеющий много общего с «американской» Corolla, этот седан выделяется едва заметными штрихами в деталях кузова и расположенной по центру торпедо панелью приборов. Или новый седан Honda Civic, продающийся в Китае под именем Fit? Вообще, абсолютное большинство встреченных в Пекине и за его пределами автомобилей вызывает стойкое ощущение дежа вю — где-то я уже видел что-то подобное, очень похожее, даже марку и модель готов назвать, но стопроцентной идентичности нет. Отличия в мелочах — форма и выражение светотехники, бамперы, радиаторная решетка, да что угодно! Встречаются и вовсе неизвестные экземпляры, вроде знакомого нам Bluebird Sylphy, но с шильдиком Sunny. Есть и просто Bluebird, но отождествить его с каким-то японским аналогом не получилось. А вот еще леворульный (правого руля в Пекине нет вообще) Nissan Cefiro — не Maxima, а именно Cefiro. Говорят, ни в одном каталоге такая машина не значится...
|
Как правило, широкие проспекты Пекина оборудованы под- и надземными пешеходными переходами, а выход на проезжую часть в неположенном месте блокируется небольшими заборами. Контакт автомобиля с пешеходом в такой ситуации исключен |
Еще одно распространенное заблуждение касается строительства автомобильных заводов. Дескать, скоро вот Toyota завод в Китае построит, а VW так вообще давно на китайский рынок подсел. Реально речь идет об отдельных сборочных линиях по выпуску той или иной модели, монтируемых на китайских автозаводах. Например, Honda свою CR-V собирает на одном заводе, а Accord и Fit — на других предприятиях. Даже VW, этот старейшина китайского автопрома, не сосредоточил выпуск своих Passat, Jetta, Santana и Golf под одной крышей. Единственное условие, этакая джентльменская конвенция — не выпускать одну модель на разных заводах, принадлежащих разным китайским компаниям. Как правило, наряду с фирменной эмблемой у такой машины присутствует иероглифическая надпись с названием китайской фирмы, где она и была собрана.
|
Одна из достопримечательностей Пекина — почти километровый ряд уличных поваров и торговцев |
К третьей категории можно отнести, как бы сказать помягче... почти полные копии известных машин. Некоторые из них выпускаются на совершенно законных основаниях, по лицензии, как, например, Daihatsu Charade, известная китайцам по брендам Xiali. Эту же эмблему носит и Toyota Echo (Platz) — жители Поднебесной идентифицируют ее как Xiali 2000. Но есть автомобили, ставшие в свое время поводом для нешуточных скандалов о нарушении авторских и прочих прав. И что? Chery QQ, эта копия Daewoo Matiz, продолжает успешно выпускаться и пользоваться повышенным спросом. Или Honda порвала отношения с китайцами после скандала с SRV? Ничего подобного, продолжает выпускать и Accord, и Fit, и Odyssey, и даже CR-V, тем более, что Honda CR-V на китайских дорогах совсем не редкость, тогда как SRV мне удалось встретить всего один раз. А вот автомобиль, по всем признакам принятый мной за MMC Lancer предпоследнего поколения, но оказавшийся Soueast Loncel, в международных разборках вроде пока не участвовал. Но у китайского автопрома еще все впереди...
|
Увидеть полицейский автомобиль с выключенными маячками можно только на стоянке, да и то при условии, что внутри никого нет |
P.S. Наверное, каждый из нас патриот своей страны, но лишь до определенной степени. Может, не с той стороны нам этот патриотизм прививали, может, еще по какой причине, но всего лишь три дня в Пекине укрепили меня в правильности решения МОК о проведении Олимпиады-2008 именно в столице Китая, а не в Москве. Повсеместно развернутое грандиозное строительство, потрясающая чистота и идеальное покрытие магистралей, даже однокомнатные трущобы на узких, только-только двум людям разойтись, улочках, выглядят на редкость опрятно. Пекин действительно достоин принимать Олимпийские игры. И не только, потому что китайскую грамоту научились читать все, кроме нас.
Особая благодарность туристической компании «БАЙКАЛиЯ» (Иркутск, Дзержинского, 1-607, 24-30-56) за помощь в организации и полное сопровождение деловой поездки на выставку «Автомеханика. Китай 2005»
Час дракона
|
Удивить китайцев не самыми свежими моделями магистральных тягачей компания Volvo, похоже, так и не смогла |
Никто не избавлен от субъективизма в оценках и стереотипов в суждениях, а зачастую именно они и формируют наше отношение к чему-то новому и неизвестному. Так, взращенные на дешевых кооперативных поделках из пограничных с нами провинций Китая, мы уже готовы поставить позорное клеймо на всей Поднебесной. Страна, вся промышленность которой за последние десять лет не сделала ни одного сколько-нибудь заметного шага вперед, позволяет себе пренебрежительно судить о китайской экономике, темпы развития которой давно обогнали все известные доселе «экономические чудеса». Да Бог с ней, с морально-этической стороной дела — продолжая отождествлять весь Китай с «шанхайским» рынком Иркутска (а в лучшем случае — с Маньчжурией), мы априори присваиваем любой продукции с надписью «Made in China самые скверные характеристики, расписываем ее потребительские качества исключительно в уныло-ехидных тонах, причем делаем это на правах истины в последней инстанции. Тогда как весь остальной «цивилизованный мир», наводнивший Китай сборочными производствами и не стесняющийся китайского происхождения своей фирменной продукции, далеко не столь категоричен в оценках. Более того, крупнейшие мировые концерны (те, кто еще не успел это сделать) выстраиваются в очередь на создание собственных или совместных предприятий в Поднебесной, пока шансы еще не упущены, и огромный китайский рынок окончательно не оккупирован активно развивающимися местными компаниями. Об этом красноречиво свидетельствовала и проходившая с 23-26 ноября в Пекине выставка «Автомеханика. Китай 2005».
Особенности национального бизнеса
«Автомеханика» — общее название целой системы специализированных выставок, организуемых крупной немецкой компанией Messe Frankfurt Ltd. в более чем 20 странах мира вот уже на протяжении шестидесяти лет. «Автомеханика» имеет мало общего с традиционным мотор-шоу и в первую очередь интересна самим фирмам, ведь ее основная цель — установление прямых связей между производителями товара и его покупателями. В Пекине выставка проводится с 1997 года и, помимо основных для «Автомеханики» целей, призвана познакомить иностранцев с быстро растущим и меняющимся автомобильным рынком Китая. Тот факт, что авторынок Поднебесной за минувший со времени предыдущей выставки год успевает совершить настолько гигантский скачок в своем развитии, что нередко имеет мало общего с «прошлогодним», постоянно освещается на многочисленных форумах и презентациях в рамках «Автомеханики». Здесь же представители китайской стороны открыто заявляют о своих планах если не получить мировое автомобильное господство, то как минимум догнать и перегнать в развитии сегодняшних лидеров.
|
В основной своей массе китайские грузовики предстали в виде автоцистерн для перевозки нефтепродуктов |
По словам вице-президента Китайской ассоциации производителей авторемонтного оборудования, г-на Тиан Го-Хуа, дальнейшее развитие страны невозможно без активного привлечения извне новых технологий, «мозгов» и инвестиций, на базе которых и будет создан мощный плацдарм для взятия очередной высоты. По его мнению, именно сейчас настал самый благоприятный момент для сотрудничества китайских и иностранных компаний — увеличивающийся спрос требует немедленного предложения, в противном случае рынок начнет искать необходимый товар «на стороне», тогда как жесткий государственный контроль и система сертификации качества продукции уже сегодня готовы содействовать насыщению рынка товарами местного производства. Естественно, при наличии современных технологий и соответствующих инвестиций.
|
Hyundai NF Sonata китайской сборки наглядно демонстрирует полное соответствие всем нормам безопасности |
Среди возможных осложнений при работе иностранных компаний с китайскими партнерами называются случаи несовпадения стандартов — несмотря на то что Китай повсеместно вводит мировые нормы оценки качества, некоторые позиции продолжают оставаться «внутренними». Последнее относится и к рынку автозапчастей — многие из собираемых в Китае автомобилей известных марок имеют конструктивные особенности, так что нередко и запчасти к ним окажутся бесполезны для европейских и американских версий этих машин. Это нужно просто знать, дабы потом голословно не упрекать бракоделов-китайцев в несоблюдении размеров, использовании «не тех» материалов и тому подобном. Впрочем, проблема качества местной продукции действительно существует, несмотря на запрет использования непроверенных или плохо зарекомендовавших себя технологий. Здесь на первое место выходит уже вопрос надежности и добросовестности производителя. Как сообщил Тиан Го-Хуа, сегодня в Китае выпуском запасных частей и оборудования для авторемонта занимается более 12 тысяч фирм, так что выбор надежного поставщика может оказаться делом непростым. И хотя любая заинтересованная в собственном процветании фирма непрерывно работает над повышением конкурентоспособности своей продукции, все-таки лучше навести о будущем партнере кое-какие справки — такой информацией охотно поделятся в Ассоциации производителей и многочисленных консалтинговых агентствах.
Автошоу не будет
|
Лицензионные дизели Mercedes от компании Iran Khodro — лучшее приобретение для китайских грузовиков |
Сама «Автомеханика», по мнению ее участников, является крупнейшей, наиболее популярной и представительной экспозицией такого рода в Китае. Раскинувшись на площади более 20 тысяч квадратных метров, заняв восемь из десяти гигантских павильонов Китайского Международного Выставочного Центра (CIEC), «Автомеханика» в очередной раз собрала почти четыреста компаний из более чем двадцати стран мира. Вновь официальную поддержку выставке оказали крупнейшие европейские и американские союзы и ассоциации производителей запчастей и оборудования для автосервисов, и вновь (в отличие от российских выставок) мероприятие стало своего рода демонстрацией возможностей местных производителей, а не монстров мирового автопрома — достаточно сказать, что почти 300 представленных на «Автомеханике» фирм имели китайское происхождение. А вот гордый, надменный и «качественный» российский производитель свое присутствие здесь никак не обозначил — единственными представителями нашей страны стали владельцы автосервисов и продавцы запчастей, приехавшие познакомиться с ассортиментом и наладить деловые контакты.
|
Кабина китайского грузовика далека от идеала, но, по словам производителей, максимум через два года качество сборки окажется более чем приемлемым |
|
Этот прицеп-эвакуатор имеет мало общего с широченными конструкциями, болтающимися на фаркопах наших УАЗов, хотя и предназначен для тех же целей |
Действительно, рядовому посетителю «Автомеханика» может быть малоинтересна — бродить среди бесконечных рядов роботов-«костоправов», покрасочных камер и автомоек, стеллажей инструмента и крепежных изделий, деталей кузова и подвески покажется занятием утомительным. Между тем, посмотреть здесь есть на что, будь то современная покрасочная камера за $5000 (при стоимости аналогичной в Иркутске от $30000) или автоматическая мини-мойка, не «протаскивающая» через себя автомобиль, а сама движущаяся вдоль его бортов по специальным рельсам. Ни тебе огромного помещения, ни луж воды — красота! А вот обещанные организаторами залежи тюнинговых деталей как-то незаметно сжались до размеров нескольких скромных экспозиций, причем выставленные итальянской компанией Toora костюмы для профессионального автоспорта, каркасы безопасности и головка блока Lamborghini Gallardo вряд ли уместны в повседневном использовании. Другие «тюнеры» также не отличились, представив на суд публики местные варианты «доводки» салонов и несколько хромированных раструбов псевдоспортивных глушителей из Австралии. При этом статус и заслуги фирм демонстрируются едва ли не активнее, чем производимый ими товар: так, кто-то участвовал в франкфуртской «Автомеханике», кто-то имеет сертификат ISO9001 — информация об этом видна издалека. Единственными местами, где можно-таки было полюбоваться «горячими» машинами, оказались мониторы бесчисленных компьютерных стендов диагностики, шиномонтажного, кузовного и прочего сервисного оборудования — редкий экран обходился без эффектной заставки с изображением тюнинговых Mustang, Supra, Evolution, Viper и иже с ними. Реальный тюнинг, судя по всему, здесь не в почете — и на выставке, и на пекинских магистралях всего единожды удалось увидеть обвешанный в духе EVO обычный MMC Lancer, да несколько раз малышей Suzuki Alto в специально для них созданном «раллийном» обвесе.
Своим ходом
Среди интересных новинок непосредственно автомобильной промышленности — новая Hyundai Sonata, сборка которой началась в Китае. Известная у нас как NF, на китайском рынке она совместила оба названия и предлагается как NF Sonata, выпускаясь одновременно с суперпопулярной у пекинских таксистов моделью Elantra. Представленная на «Автомеханике» машина являла собой некое подобие «рентгеновского снимка», выгодно демонстрируя соответствие всем современным требованиям безопасности, будь то airbag, брусья в дверях и программируемые зоны деформации кузова.
|
Этот китайский грузовик HOWO благодаря внешности и эмблеме вызвал явное неодобрение со стороны немцев из Mercedes-Benz, чей Actros находился в нескольких метрах, но популярностью не пользовался |
И хотя отнести «Автомеханику» к полноценному автошоу нельзя, автомобили здесь все-таки демонстрировались. Правда, речь идет исключительно о большегрузной технике, преимущественно автоцистернах. И здесь китайцы показали себя не в роли потребителей, а уверенных в себе производителей всех видов магистральных тягачей и спецтехники. Во всяком случае, два десятка новых китайских грузовиков (на дорогах такие пока не встречаются) смотрелись заметно более представительно, чем уже не являющиеся откровением Volvo FH12, FM9 или единственные образцы тягачей Scania и Mercedes-Benz. Зато местный магистральный тягач HOWO с до боли напоминающей мерседесовскую трехлучевую звезду эмблемой неоднократно ловил на себе злобные взгляды немцев, но пользовался огромной популярностью у остальных посетителей выставки. Конечно, пока копирующий именитого собрата только внешне, HOWO не может похвастать изысканным убранством и идеально подогнанными панелями из хорошего пластика в кабине — тут все гораздо скромнее и проще. Не скрывают особенностей автомобиля и сами производители: «Сейчас он еще не очень, но уже через два года качество будет соответствовать всем стандартам, а по мотору и ходовой части уже сегодня все в порядке — лицензионные агрегаты Mercedes от иранской компании Iran Khodro».
|
Удачный пример переработки передней панели от местных тюнинговых ателье |
Еще одна приоритетная тема выставки — оборудование для нефтехимических заводов и АЗС. И если технологические ноу-хау, новые схемы получения высококачественных нефтепродуктов и даже специальные измерительные емкости (вместо принятых у нас мерных ведер) оказались интересны узкому кругу специалистов (в том числе и из Иркутской области), то современные топливораздаточные комплексы на отсутствие внимания пожаловаться не могли. Эти двух-, трех-, четырехпистолетные конструкции с touch-screen дисплеями, считывателями кредитных карт, приемниками наличности и даже встроенными TV-мониторами (чтобы не скучать во время заправки авто) смогли бы стать настоящим украшением любой АЗС.
Время и деньги
|
За несколько дней «Автомеханики» эта самодвижущаяся автомойка успела буквально вылизать новенькую Nissan Teana |
Можно сколько угодно рассуждать, сидя на кухнях, о месте и перспективах китайского автопрома в мировой экономике, давая при этом безапелляционные оценки качеству и надежности автомобилей из Поднебесной. Во всяком случае, Toyota, Honda, Ford, GM, BMW, VW, Nissan, Renault, Peugeot, Citroen, DaimlerChrysler и даже корейцы из Hyundai так не думают, а спокойно собирают там свои машины. И более $20 миллиардов, вложенных иностранными компаниями с начала года в автопромышленность Китая, тоже кое о чем говорят. Как минимум о том, что поддержку своего автопрома китайцы видят немножко иначе, чем мы, и догнать их теперь уже вряд ли получится. Да какое там догнать — хоть бы на шаг приблизиться! Большой Мировой Передел начался давно, а мы продолжаем бездарно сдавать одну позицию за другой. Второй шанс начать все с начала никто не даст, дожидаться отстающего тоже никто не будет — китайцы это поняли и не намерены терять ни минуты. Не за горами очередная «Автомеханика» в Пекине, где автомобильный Китай вновь продемонстрирует упорное и поступательное движение только вперед. Настал час китайского дракона. Может, когда-нибудь это поймем и мы. Неважно, завтра или через сто лет — в любом случае, будет уже слишком поздно.
Вячеслав Старцев
Автомаркет+Спорт № 44/2005
|