Если честно, то ехать в Большое Голоустное в эти выходные было незачем, там нет туристических баз, ресторанов и рынка с рыбой и сувенирами, как в Листвянке. Так что стимул был только один: подышать свежим воздухом в уединении на байкальском берегу. А заодно насладиться неторопливой ездой по заснеженной дороге среди живописных таежных мест. Голоустненский тракт, в отличие от всех других автомобильных дорог области, имеет небольшую интенсивность движения, машин почти нет всегда. По расстоянию и времени в пути поездка из Иркутска на берег Байкала в Большое Голоустное (120 км, 2 часа в одну сторону, сопоставима с автомобильной экскурсией в Листвянку: можно уехать воскресным утром и вернуться к вечеру в город. Посмотреть, что изменилось на этом направлении за прошедший год, и заодно заехать в колоритную сибирскую деревню Куртун — такую задачу мы поставили себе в прошедший выходной и выехали на экскурсию из Иркутска в 10-30.
|
Эта бревенчатая юрта — единственная на Байкале |
По сравнению с популярной воскресной поездкой в Листвянку, где в воскресные дни на центральной поселковой улице уже порой нельзя найти место для парковки, кругом толчея приезжих горожан, отдых на байкальском берегу в районе Большого Голоустного отличается умиротворением и радующим глаз простором. От пос. Большое Голоустное можно проехать по берегу Байкала еще на 4 км, где в лиственном лесу много просторных лужаек, идеальных для воскресных пикников, и где могут свободно разместиться, не мешая друг другу, сотни машин с отдыхающими. Вот только об этом в Иркутске мало кто знает. С окончанием реконструкции автодороги в Большое Голоустное участок этого байкальского побережья станет весьма популярным.
ГОЛОУСТНЕНСКИЙ ТРАКТ
|
Эту «Ниву» вытащили с помощью монгольской технологии |
Дорога на Большое Голоустное начинается от перекрестка ул. Советская с ул. Дорожной напротив 403 авиаремонтного завода. После короткого проезда по пригороду Иркутска она пересекает сельскохозяйственные поля рядом с иркутским аэропортом, оставляет позади пос. Пивовариху, пересекает р. Ушаковку и углубляется в дикий таежный лес. Еще несколько десятилетий назад основным предназначением этой дороги была перевозка по ней леса из района Малого Голоустного, где интенсивно велись лесозаготовительные работы. Дорога была сплошь гравийной и насыщена ответвлениями лесовозных дорог вглубь тайги на деляны. Сейчас эти бывшие лесовозные дороги медленно зарастают молодой порослью и бывают востребованы только осенью редкими ягодниками. За прошедшее время Голоустненский тракт преобразился: значительная его часть заасфальтирована, грунтовая составляющая дороги заметно расширена, и через все реки построены новые железобетонные мосты. Теперь вместо трех-четырех часов на дорогу до берега Байкала и Большого Голоустного на легковой машине достаточно 1,5-2 часов. Можно доехать до Большого Голоустного и на коммерческом микроавтобусе (100 р., время в пути 2 часа, отправление из Голоустного в 7.00, из Иркутска в 16.00).
Радует ровный асфальт. Мы отмечаем великолепное асфальтовое покрытие без обычных для сибирских дорог гофра и выбитых на нем ям. Дорога заметно уже Байкальского тракта, но из-за малой интенсивности движения это не напрягает. Можно, заняв середину по осевой, идти под 120 км/час, но из-за снежного наката и частых закрытых лесом на обочине увлекаться этим не стоит. Не успеваем отмечать названия садоводств, которые в обильном количестве возникли в последние лет десять. Леса в этой местности знамениты своими ягодниками, черемшой и обилием таежных клещей, которые стремительно размножаются в условиях частых лесных пожаров по долине реки Ушаковки. Дорога очень живописна: много высоких стройных елей, растущих прямо у обочины, дальше в лес обилие молодых елок. В декабре по этой дороге в город начинают везти елки: они здесь растут в благоприятной среде, встречаются удивительно красивые и пушистые.
Проезжаем полузаброшенное, с редкими, переделанными под дачи, деревенскими домами, село Поливалиха. Но коттеджей нет — места эти не считаются престижными. На 31 км асфальт, без всякого предупреждения, резко закончился, но дорога не стала заметно хуже: хорошо укатанная и ухоженная гравийка, которую периодически чистят и выравнивают грейдером. Вместо 120 км скорость падает до 90 км/час.
В Горячих Ключах (до них мы доехали за 40 мин.), как и 10 лет назад, дымят отвалы деревообрабатывающего производства. Дорога пустынная, поэтому район кажется глухим и таежным. Нет сельхозугодий. На 56 км — беседка на водораздельном перевале, здесь начинается спуск в долину реки Голоустной. Свороты вправо и влево. Удручающее впечатление от больших участков горелого леса. Мертвое безжизненное пространство с частоколом сухих деревьев без зелени хвои и признаков жизни. На 70 км (время в пути 1 час. 10 мин.) — Малое Голоустное. Решаем перекусить в столовой в центре поселка. Как и много лет назад, та же обстановка и горячие чебуреки с чаем. Ниже Малого Голоустного окрестности дороги украшают скалы и утесы со скальными обрывами и могучими лиственницами. На перевале между 87-88 км песчаный карьер для дорожников: строительство второй год ведет Топкинское предприятие. Песчаная основа дороги плотно утрамбована, вот почему ровная и укатанная трасса не хуже некоторых асфальтированных дорог. Такая идеально ровная и широкая дорога может стать основой будущей туристической инфраструктуры в Большом Голоустном. Расстояние до Байкала от Иркутска по ней в полтора раза дальше, чем до Листвянки, но зато здесь есть байкальский простор и еще никем не занятый байкальский берег. Между Малым и Большим Голоустным сейчас функционирует только одна летняя туристическая база на Шантуевском мосту. А сама долина широкая, с живописными высокими таежными сопками, с впечатляющими скальными утесами.
Шантуевский мост — граница Прибайкальского национального парка. Только здесь на всем Байкале можно переночевать в настоящей бревенчатой бурятской юрте, крыша которой покрыта, как и столетия назад, традиционным дерном. Всего на туристической базе четыре бревенчатые восьмигранные юрты, внутри которых двуспальные кровати и очаг посредине. Территория огорожена. Все юрты электрифицированы, в них вечером светло, тепло и уютно. Очень удобное место для ночевки автотуристов. Раньше мы часто приезжали сюда зимой, чтобы покататься по льду Байкала на лыжах (до берега отсюда 11 км), а вечером попариться в бане. Сейчас зимой юрты заселяются редко. Цена места в юрте 750 руб./сутки. На чердаке деревянного дома нам продемонстрировали оригинальный музей-мастерскую «Берлога» с собранными экспонатами о деревенской жизни. Интерьер по поверхности необработанных досок оформлен бурятским орнаментом.
|
Трасса ровная и укатанная, не хуже асфальтированных |
На ночлег можно остановиться и в самом поселке Большое Голоустное, хотя это менее экзотично, чем на Шантуевском мосту. Странно, что строительный бум не дошел до этих мест: на побережье нет ни одной достойной базы. Из новых можно отметить только небольшую турбазу «Звезда Байкала» в пади Ушканьей на берегу Байкала в 5,5 км севернее Б. Голоустного, но проехать в нее на автомобиле можно только по льду замерзшего озера или только в начале лета на свой страх и риск по узкому галечному пляжу. Уже в середине июля пляж затапливается, и до следующей весны проезд на автомашине на турбазу становится невозможным. Мыс Большой Голоустный далеко вдается в море. Капитаны предпочитают обходить его далеко от берега из-за частых ветров, сильного волнения и мелководья. Дельта реки заболочена, и автомобилисты предпочитают байкальский берег южнее поселка, где растет лиственный лес, хотя можно, не въезжая в поселок, повернуть на безлесый берег в северной части дельты. В XVII в. на Голоустном мысе было построено зимовье. Село Большое Голоустное было образовано в 1673 г. на месте казачьего караула и Голоустненского зимовья. Зимовье служило опорным пунктом единственной казенной зимней переправы через Байкал на восточный берег озера в село Посольское. Эта ледовая переправа была частью Великого чайного пути из Китая в Европу. Название мыса характеризует местность, которая представляет собой степную, безлесую, как бы голую дельту реки, которая раньше называлась Идин-Гол. Название возникшего здесь села перешло к реке: теперь она называется Голоустной.
Участок побережья южнее Б. Голоустного интересен, прежде всего, возможностью проезда по берегу на автомобиле. От Свято-Никольской церкви, построенной на берегу Байкала — крайнего строения поселка, до домиков туристической базы «Семениха» проходит улучшенная гравийная дорога, после которой можно проехать еще 1,5 км по лесной дороге по самой кромке берега. Здесь много мест для отдыха, открывается прекрасная панорама на Байкал и на заснеженные вершины Хамар-Дабана на противоположном берегу. Жизнь непредсказуема и готовит подводные камни в тот момент, когда этого не ждешь. Ради обеспечения семьи я вынужден был бросить учебу в институте и устроиться на работу. Заработав денег и встав на ноги, решил развивать свою карьеру, поэтому стал изучать отзывы о купленных дипломах через интернет , чтобы самому воспользоваться такой услугой. Мнение людей было разным, но положительных отзывов больше, поэтому я рискнул и заполнил анкету на сайте компании, которую выбрал для этого дела. Когда получил диплом, убедился, что не ошибся с исполнителем.
ДОРОГА НА КУРТУН
В этот же день мы решили съездить из Малого Голоустного в Куртун (50 км) и поснимать деревянные ставни изб и к вечеру вернуться домой. Последний раз я ездил по этой дороге два года назад и помнил ее как вполне проходимую для автомашин. Теперь это совершенно другая дорога, полностью уничтоженная гружеными лесовозами, по которой ездить можно разве что на танке. Она будет доступной для автомашин зимой, когда полностью замерзнут вода и грязь в ямах и в колее. Если ехать по этой дороге в первый раз, можно легко заблудиться среди одинаково накатанных развилок и сбиться с правильного пути. Но мы надеялись на память и заметный накат на основной дороге. Однако уже вскоре довольно странным показался слабый накат, что мы отнесли к недавно выпавшему первому снегу и уверенно продолжили движение. Дорога на Куртун от Малого Голоустного идет параллельно Байкалу точно на север среди настоящих таежных лесов. Через каждые 5-10 км дорога разветвляется, и заблудиться на ней очень просто. Первым, кого мы увидели на этой дороге, примерно через 25 км пути, был промерзший одинокий пешеход с карабином, который с ходу заявил: «Ребята, дерните нашу машину!». Их намертво заглохший микроавтобус мы нашли через несколько километров, бензин после ночных охотничьих плутаний кончился. У меня в баке было дизтопливо, и помочь им было нечем. Отбуксировав их на основную дорогу, мы продолжили путь. Но дорога неожиданно стала заметно сложней: увеличилось количество новых объездов, по старому полотну проехать из-за разбитой колеи и глубоких, еще не промерзших до дна луж, было просто невозможно. Новые объезды тоже не лучше: глубокая мерзлая колея среди леса. Через 8 км дорогу перегородила глубоко засевшая «Нива». Водитель, как оказалось позже, — егерь с кордона Харгино, безысходно сидел в этой ловушке со вчерашнего дня и провел всю ночь в машине. Его лебедки и тросов не хватало, чтобы зацепиться за самую близкую березу. В этой ситуации мы вспомнили аналогичный случай, произошедший с нами в Монголии, когда в степи для вытаскивания машины из грязи была использована лошадь: буксировочный фал монгол привязал к основанию хвоста лошади и, понукая ее, вытащил машину из грязевой ловушки. На вызволение «Нивы» мы затратили больше часа, по очереди орудуя лебедкой и ручкой стартера, а затем и с помощью другой машины. «Ниву» (двигатель отказал) пришлось буксировать дальше: до сворота на Харгино, причем по лесовозной колее и глубоким лужам, подернутым первым льдом.
Слова егеря, что дальше мы вряд ли проедем, мы оставили без особого внимания. Дальше дорога стала просто кошмарной, но мы упрямо ползли к цели. Даже когда меня развернуло практически поперек колеи (одно колесо повисло в воздухе, а задний мост плотно лег на мерзлый грунт), мы еще не собирались отступать назад. С помощью топора и отвертки под мостом была выбита смерзшаяся земля, чтобы появился просвет, под зависшее колесо было вбито бревно, и таким образом нам удалось вылезти из колеи. Но когда впереди замаячили два неподвижно сидящих груженых лесовоза, причем один из них, чтобы выбраться, был вынужден полностью разгружаться, стало ясно: дальше проехать нам не удастся.
|
Неблагоприятный прогноз на холодную ночевку подкреплялся быстро приближающимися сумерками и словами водителя лесовоза, что это не самое плохое место. До Куртуна оставалось всего около 15 км. Приняв решение возвращаться, я стал подыскивать место для разворота, что сделать в условиях глубокой колеи весьма проблематично, и еще раз красиво сел поперек дороги передком автомобиля, благо на этот раз с помощью водителей лесовозов машину удалось вытолкать с помощью мускульной силы.
При возвращении, в свете фар, дорога показалась еще ужаснее, пересекающиеся траншеи в мерзлом грунте были подобны открытым канализационным люкам. Во многих местах мы не могли найти собственного следа, непонятно, как здесь, собственно, мы проезжали днем. Лишь в двенадцатом часу ночи выехали на гравийное полотно Голоустненского тракта.
Еще одна воскресная поездка успешно завершилась, жаль только, что на такой дороге было не до фотографий!
Сергей ВОЛКОВ
Автомаркет+Спорт № 43/2005
|