Путь до Порта Байкал продолжает притягивать путешественников. Мы уже рассказывали о том, как пробивала путь туда колонна вседорожников клуба «Протектор», потом добралась до порта колонна велосипедистов. На этот раз в путь отправились на мотоциклах. Один из участников экспедиции, Андрей Алехнович из «Автокосмоса», рассказал о поездке «А+С».
|
Если бы это зимовье встретилось в конце дня... |
|
|
|
Такая маска — защита и от холода, и от веток |
|
Здесь это называется дорогой |
|
Вековая тишина еще не знала звука мотоциклетных моторов |
|
|
|
И мотоцикл протащить, и самим в грязь не угодить |
|
Эквилибристика |
|
К форсированию этого болотного ручейка нужен
основательный подход |
|
Доехали! |
— Старт назначили на 10 часов утра в одно из последних теплых воскресений осени. Сбор был на площадке возле церкви на улице Якоби. Планировалось до 5 вечера добраться до Порта Байкал — чтобы успеть на последний паром до Листвянки и вернуться в Иркутск по Байкальскому тракту. Основой расчету послужил опыт велосипедистов, как позже выяснилось, не совсем приемлемый в данном случае — мотоцикл не велосипед, его через ручей или трясину на руках не перенесешь, по кочковатому болоту за руль не прокатишь.
Собралось семь человек на четырех мотоциклах: Николай, Олег и Слава на Yamaha TT-R 250, Андрей на Honda Baja, Сергей на Suzuki Djebel, Евгений на Honda XR 600 R и еще один Андрей на Yamaha ХТ 600. Самый легкий Suzuki весит около 100, Honda XR — 120, а Yamaha XТ вообще 156 кг. Плюс заправка и снаряжение — 15-20 кг.
Стартовали около 11.00 — через Юбилейный по тракту на Мельничную падь и после череды садоводств уперлись в первую не очень широкую, но глубокую преграду — ручей. Прямо перед ним вязкая грязь и болотные кочки — не разгонишься и не перепрыгнешь (вокруг еще остались следы форсирования джипами). Слева были накиданы бревна и доски, закрывающие колеи. Перекинули через ручей две доски и стали переводить транспорт вручную. Времени ушло много: то доски разъедутся, то мотоцикл застрянет на подходе. За ручьем было болото шириной метров 100, но проехали его довольно быстро. Дорога пошла в лес и в гору.
Подъехали к очередной грязи, «отмиксированной» до нас протекторами джипов. Накиданные в колеи бревна нам не помощь: что хорошо для вседорожников, не годится для двухколесного транспорта. Ну, не хочет он ехать по скользкому и узкому бревну и все время норовит съехать с него одним из колес. При этом колесо сразу зарывается в грязь, и мотоцикл просится «на руки». Приходится спрыгивать на не совсем твердую почву и пытаться провести его на включенной передаче рядом. Иногда это получалось, но чаще всего под переднее колесо попадается какое-нибудь препятствие — бревно, кочка (болото все-таки), и тогда заднее колесо начинает рыть себе яму. Help me please!!! В итоге из болота мотоцикл выносили вдвоем, а то и втроем.
Но форсировали. Окрыленные решаем штурмовать третью «грязь» подряд. Получилось, хотя с тяжелой Yаmaha пришлось повозиться. Может быть, самое худшее позади? После форсирования реки у зимовья делаем привал. Пока — с чувством победителей. Радуемся последнему солнышку, травим анекдоты, снимки на память. Самое тяжелое позади? Наивные!
Cразу после пикника дорога приемлемая. Перед очередной речкой, на развилке сворачиваем направо и едем лесом по нормальной дороге, постепенно уходящей вправо. Километра через четыре понимаем, что ушли в сторону Большого Луга. Возвращаемся, форсируем реку. На следующем, лесном участке у Honda XR 600 R рвется трос сцепления. Хорошо, что недалеко от рычага, и есть запас. На ремонт с помощью скудного набора инструментов, который взяли с собой, потребовалось минут сорок. Догоняем основную группу. Дорога становится хуже и хуже: все чаще грязевые ванны, изрытые протекторами джипов. Падения все чаще. На середине довольно широкой речки переднее колесо Yamaha Андрея «ловит» камень на дне, и седок летит в воду — мотоботы «захлебнулись». При попытке тронуться прямо из воды, выясняется, что слетела цепь. На помощь приходит Сергей — он в болотниках. «Заряжаем» цепочку, прямо в реке прокатываем мотоцикл назад. Андрей весь мокрый, но цепь на месте, можно ехать.
На развилках несколько раз попадались заботливо оставленные прежними экспедициями указатели «Порт Байкал». На очередном таком указателе Серега «ушел» вправо — ждали его у деревянного зимовья километра через три после развилки. Следы на поверхности дороги плохо видны из-за обилия опавших листьев. Красивый ковер, но заглядишься, и вот ты сам уже на нем. Хорошо, если еще мотоциклом не придавит.
При перекуре у зимовья становится очевидно, что проехать оставшиеся 30 км до Порта Байкал, чтобы успеть на паром — утопия. Как подтверждение — следующий лесной участок-бурелом: грязь, скользкие корни, упавшие стволы и ручей, петляющий то вправо, то влево. Падения, падения, падения... У Славки ногу затащило под раму в узкой колее — сказывается усталость. Хорошо, что все в экипировке, а не то пришлось бы вызывать санавиацию. Опасности повсюду — то камень не заметишь прямо возле дороги, то веткой хлопнет по плечу или шлему.
Начинает смеркаться: после очередного форсированного ручья делаем привал с горячим ужином. Костер, котелок — романтика. Разведка доносит, что дальше два ручья подряд. Жалеем, что нет раций и спутникового телефона (есть только карта и GPS-навигатор) — родные, наверное, волнуются. До Порта Байкал осталось 18 км.
Здесь решили и заночевать: заготавливаем лапник (еловые ветки) и дрова на всю ночь. Полцарства за палатку — все мокрые. Но только у Евгения есть спальник и коврик. Ложимся тесно вокруг костра, но уснуть невозможно — мокрые ноги и все тело не дают расслабиться. Спина замерзает, озноб. Попытки накрыться полиэтиленовой пленкой (скатертью) тепла не прибавляют. Зато звезды здесь просто огромные и очень яркие.
Спасло то, что ночь по октябрьским меркам была теплой и совершенно безветренной. Но все попытки просушить ноги и мотоботы оказались напрасными (позже утеплитель из них высыхал три дня).
На рассвете подъем был дружным — ночь показалась бесконечной. Горячий завтрак (лапша, тушенка) быстро привел всех в чувство. Три мотоцикла (все без кикстартера) заводиться отказались наотрез. Пробуем завести Suzuki Djebel с толкача — бесполезно, колеса даже не проворачиваются на мокрой и устланной листьями земле. Снимаем аккумулятор с «рабочей» Yаmaha XT. «Перекидывали» аккумуляторы почти час, раз даже обломали наконечник на проводе, но всех завели.
Сразу после старта брод — напрямую через ручей. Камни крупные и скользкие: перетаскиваем мотоциклы на руках. Трава, ветки и корни деревьев с утра очень мокрые. Опять падения. Если ствол дерева лежит под углом, то, скорее всего, будет падение, либо приходится останавливаться и перекатывать мотоцикл. Руки не держат руль. Перчатки насквозь мокрые после вчерашних плаваний по рекам и болотам. Усталость. Только остановка — все валятся на землю, сдергивают шлемы — голова парит. Несмотря на опасность, половина экспедиции вообще едет без шлемов. Андрей на Yаmaha XT падает после дерева диаметром примерно сантиметров в сорок, лежащего под углом к дороге градусов 30. Летит вперед и приземляется вверх ногами, прямо на голову, замирая на некоторое время в таком состоянии. Эффектно, но больно. В очередной грязевой ванне вязнет в колее Yamaha: приходится класть ее на бок и вытаскивать поочередно переднее, потом заднее колеса. Руки не могут, ноги не держат. Все уже проклято. На грязевых участках чаще приходится бежать рядом с мотоциклом, постоянно газуя. Расстояние уже измеряется не километрами, а сотнями метров: ручей за ручьем, ствол за стволом. Каждое дерево, растущее возле тропы, норовит сбросить на землю, подставляя подножку своими мокрыми и скользкими корнями. Разведка доносит — впереди дорога. Сейчас это лежащие поперек стволы, диаметр которых не дает никакого шанса пролететь их с ходу. Легкие мотоциклы справляются с переездом таких стволов самостоятельно, тяжелым же постоянно нужна помощь. Сил нет. На относительно чистых и ровных участках — разгон, хочется вырваться из этого плена. Спидометр отсчитывает уже километры. Осталось примерно семь-восемь.
Взлет на перевал. Дорога становится заметной, по ней кто-то ездил. Стволы поперек дороги распилены, сделаны проходы. На подъеме на перевал поляна, заросшая баданом. Огромные листья вишневого цвета — как ковер. Остановиться и полюбоваться нет сил.
Спуск. Разгон по колее, и Yamaha опять цепляет защитой двигателя бровку сбоку. Полет: мотоцикл приземляется прямо на икроножную мышцу. «Больно, мне больно, не унять эту злую боль». Но перелома вроде нет, дыхание ровное, значит можно двигаться дальше.
Встречаем двух туристов — молодую пару, спускающихся по дороге к Байкалу. Внизу первые заборы и избы Порта Байкал. На подъезде к магазину Yаmaha XT окончательно выдохлась, кончился бензин. По примеру прошлой поездки в Бугульдейку, бак под завязку не заливался — 25 литров все-таки. Залито в дорогу примерно литров 15. Слили из другой Yamaha.
В поселке вся команда заваливается в первый встреченный магазин. Грязные по уши и осоловевшие. Пиво, пиво, пиво!!!
Первые звонки — домашние в истерике. Уже готовился к вылету на поиски вертолет МЧС. Время три часа дня. Опоздание от плана почти на сутки. Переезжаем к парому, вместе с местной молодежью, подъехавшей к магазину на «Восходе 3».
С парома не выезжали — вылетали. Асфальт Байкальского тракта показался зеркальным. Но похолодало, и ехали со скоростью всего-то 70-80 км/час.
На въезде в город расстались: грязные, голодные, замерзшие и счастливые. Устали настолько, что слышались возгласы — все, в последний раз. Но назавтра уже все думали о новых маршрутах.
Пересказал Николай РУДЫХ
Автомаркет+Спорт №42
|