Гобийская экспедиция
Просмотров: 5629
12 Сентября 2008

НА РУИНАХ ИМПЕРИИ








Гобийская экспедиция

Вдоль южной границы Монголии с Китаем, в Заалтайской Гоби, находится одно из самых незаселенных и диких мест на планете. До сих пор эта труднодоступная местность остается изолированным миром с нераскрытыми тайнами и загадками. Последних 12 лет команда иркутян ежегодно организует экспедиции в эти районы, каждый раз находя новые удивительные природные и исторические объекты. Не обходится без «первопроходства» по бездорожью, где не только никогда не было автомобилей, но вполне вероятно, не ступала и нога человека. Некоторые из проложенных нами путей через песчаную пустыню ныне стали накатанными автомобильными дорогами, а пробитый когда-то через пески заезд в Хэрмэн-Цав (каньон с причудливыми красно-бурыми скалами) — и вовсе основным.

Не стала исключением и традиционная 11-я Гобийская экспедиция, состоявшаяся в августе этого года. Из полюбившегося нам урочища Хэрмэн-Цава была проложена новая дорога на запад, через пустыню Ингэн-Хроверийн-Холой — «Долину линяющих верблюдиц» или «Горловину стонущих верблюдиц». Какой перевод правильнее — судить трудно, но ветер ревел там как в аэродинамической трубе, а в клубах поднятого им песка мелькали облезлые контуры убегающих верблюдов…

Трудностей и приключений в пути оказалось так много, что их с лихвой хватит на целый роман. Во-первых, по сложности маршрута 11-я Гобийская экспедиция стала самым тяжелым испытанием для машин и людей: в жесточайшую пыльную бурю автомобили оказались вдалеке от дорог, на чрезвычайно сложном бугристом песчаном рельефе с опасными засушенными глинистыми такырами на месте бывших озер.

Во-вторых, пикапы Nissan Navara и Toyota HiLux не выдержали нагрузок и к концу экспедиции стали буквально рассыпаться на глазах: на полном ходу у «Навары» отвалилась защита двигателя и днища, перестал заряжаться аккумулятор, на высоте 2600 м «умерла» АКП, но после обряда у ближайшего обо машина снова смогла ехать. А причины неисправностей до сих пор не могут выяснить иркутские мастера… У HiLux от тряски сначала оторвался госномер, а затем потерялась труба отопителя и лопнула рессора. Живучесть сохранили только два Land Cruiser, но и у них из-за чрезмерной пыли к концу экспедиции стали скрипеть и заедать двери багажника.

В-третьих, на юге, в центре безводной песчаной пустыни, мы впервые за всю историю наших поездок попали в нетипичный для этих мест сильный дождь, так что воду с натянутого между машинами тента можно было собирать ведрами.

В-четвертых, два раза нас накрывала свирепая песчаная буря, когда выйти из машины без ветрозащитных очков было невозможно, а открытые двери вырывало из рук.

В-пятых, при возвращении одна из машин попала под крупный град с ливнем, а у трех других после ночевки на Хубсугуле полностью обледенели капоты и ветровые стекла. Еще были приключения с занесенной песком дорогой возле самых больших барханных песков Монголии — Хонгорын-Элс, ночной поиск источника в Нэмэгэтинской впадине, чудовищно разбитая дорога на высокогорном перевале с болотистой тундрой на побережье Хубсугула.

А еще мы случайно обнаружили на оплавленной и почерневшей от тысячелетней жары гальке загадочные линии, подобные знаменитым геоглифам в пустыне Наска. В каньонах Хэрмэн-Цава часть нашей группы, ушедшая при 38-градусной жаре на вечернюю экскурсию, по-настоящему заблудилась, так что ушедшие люди поделили между собой даже остатки воды, а нам пришлось их долго искать, подавая в темноте с ближайших вершин световые сигналы… Но обо всем по порядку.

БУДНИ КОНТРАБАНДИСТОВ

Практика подготовки Гобийских экспедиций отработана до мелочей. Каждый год в сводный список снаряжения вносятся коррективы с учетом происшедших событий. В список следующей экспедиции нужно будет обязательно внести: «Проверить патроны у А.И.».

Будничная проверка таможенниками машины на КПП в Кяхте обернулась для нас настоящим кошмаром, граничащим с решением развернуться назад, и все это из-за распечатанной и давно забытой пачки патронов в салоне автомобиля. Вещей в экспедиционной машине присутствует немало, и понятно, что среди такого объема может случайно оказаться что-то вроде GPS без паспорта со штемпелем российского магазина (подтверждающего его законное право на ввоз обратно в страну), или пачка случайно забытых в бардачке патронов для травматического оружия, совсем не предназначенных для контрабанды в Монголию. Вот на такой мелочи одну из наших машин и застопорили на монгольской таможне. После находки этой злополучной пачки патронов пришлось, по требованию монгольских таможенников, почти полностью разгружать и остальные машины. Таможенники искали оружие: раз есть патроны, должен быть и пистолет! Все это привело к значительной потери времени: мы планировали пройти 1000 км от Иркутска до Улан-Батора за один световой день и заночевать на турбазе Дугана Хад, где нас ждал ужин… Теперь факт обнаружения патронов раскручивался по полной программе. Сначала коробку сфотографировали со всех сторон, затем пригласили начальника, он по сотовому позвонил другому начальнику, и мы стали терпеливо ждать приговора. Примерно через полтора часа были оформлены объяснительная, акт изъятия, согласно таможенному кодексу начислен и оплачен штраф в размере 50000 тугриков (при курсе 1 тугрик = 45 рублей это составило 1110 руб.), но все наши попытки ускорить оформление документов обрывались лаконичным монгольским «ждите». Ждать пришлось до закрытия таможни, но даже при таком раскладе мы еще успевали прибыть до наступления темноты на турбазу Дугана Хад. Но! Пропустили нас в Монголию с условием, что разбирательство по патронам продолжится завтра с 9.00 в таможенном управлении Сухэ-Батора (24 км от границы). Пришлось ночевать рядом с городом в палатках и с утра еще два часа выслушивать монотонные ответы: «Ждите!». За время ожидания нас свозили в прокуратуру, оформили квитанцию о получении вчерашнего штрафа, и с десяток раз звонили вышестоящим начальникам. Наконец, разобравшись, что патроны не боевые, а резиновые, а штраф уже уплачен накануне, нас отпустили восвояси. Так началась наша очередная экспедиция в Монголию...

КУЛЬТ ДРЕВНОСТИ

Проехать мимо Хархорина, где находится самый древний действующий буддийский монастырь Монголии — значит, лишить себя удовольствия посетить известный исторический объект. Считается, что этот монастырь, расположенный в 380 км от Улан-Батора, построен из камней сказочной столицы чингизидов — Каракорума. В 1586 г. по инициативе самого влиятельного князя Халхи Абтай-хана напротив того места, где ранее находился город Каракорум, началось строительство первого буддийского монастыря Монголии. При строительстве монастыря было использовано большое количество строительных материалов, оставшихся на пожарищах и развалинах Каракорума. Купить кабель ввгэнг в Новакабель

По свидетельствам очевидцев, территория древней столицы монголов была обнесена невысокой крепостной стеной, а сам город имел множество каменных сооружений, двенадцать кумирен различных народов, две мечети и одну христианскую церковь. Однако за все время раскопок в этой местности не найдено бесспорных доказательств существования каменных зданий, а если учесть, что рядом с Хархорином нет, как записано в исторических хрониках, «чрезвычайно высоких гор с вечным снегом», становится понятным сомнение: а Каракорум ли это на самом деле?

В начале ХХ века ученые определили местонахождение столицы Чингисхана в верховьях реки Орхон, в центре Монголии, однако никаких сокровищ и следов былого процветания археологи там не обнаружили. Все найденное оказалось типично для любого захолустного средневекового города, и сегодня о былой роскоши Каракорума напоминает только реконструкция знаменитого серебряного дерева, установленного ныне перед рестораном-юртой недалеко от монастырских стен. Согласно описанию очевидцев, знаменитое серебряное дерево с чудесным фонтаном было установлено перед дворцом Угэдэй-хана. Внутри дерева были проведены четыре трубы вплоть до его верхушки; отверстия труб обращены вниз, и каждое из них было сделано в виде змеиной пасти. Из одной лилось вино, из другой — очищенное молоко, из третьей — напиток меда, из четвертой — рисовое пиво. Где стояло подобное дерево, и где находился на самом деле сказочный Каракорум, остается исторической загадкой…

Устойчивый поток туристов со всего мира в Монголию стимулирует создание новых мемориальных комплексов в честь Чингисхана. Первый подобный монумент был воздвигнут в Монголии в 1962 г. Сейчас памятников ему множество: к 800-летию монгольской государственности открыт мемориал на центральной площади в Улан-Баторе, а в 53 км восточнее столицы в июле 2008 г. торжественно открыт впечатляющий 40-метровый монумент, изображающий сидящего на коне Чингисхана. Пока здесь не так много туристов, но 8-часовые экскурсии для осмотра строящегося мемориального комплекса из Улан-Батора уже предлагаются всем желающим.

Еще один новый мемориальный комплекс в честь арвайхэрской лошади откроется в сентябре 2008 г. в 10 км западнее Арвайхэра (15 км от аэропорта). Мы застали здесь рабочих в разгар аврального строительства и из-за отсутствия пояснительных надписей решили, что это будет монумент в честь любимой лошади Чингисхана. От этого монумента и начинался основной этап экспедиции. Мы съехали с асфальтированной трассы, и дальше наш путь лежал на юг, в овеянные романтикой глубинные районы Гоби, к настоящим экспедиционным испытаниям и приключениям среди пылевых бурь и непрерывной борьбы за живучесть машин.


Автомаркет+Спорт № 33/2008

В составе 11-й Гобийской экспедиции — два Land Cruiser 80 и 100 и два пикапа Nissan Navara и Toyota HiLux | Гобийская экспедиция
За пребывание в монгольском этнопоселении XIII века придется отдать $50 | Гобийская экспедиция
Скала Страж на входе в Хэрмэн-Цав — отличный ориентир для путешественников | Гобийская экспедиция
Каменная черепаха — единственный свидетель былого процветания Каракорума | Гобийская экспедиция
Новый монумент в честь монгольской лошади расположен в 10 км от Арвайхэра | Гобийская экспедиция
Туристы с удовольствием посещают монастырь в Хархорине, фотографируются у каменной черепахи и раскупают сувениры, среди которых преобладают китайские подделки под старину. Десять лет назад на здешних прилавках можно было изредка встретить подлинные древние мо | Гобийская экспедиция
Прошедшие десять лет внесли коррективы в автомобильный парк Монголии. На смену УАЗ пришли внедорожники Toyota. И хотя в южных аймаках по-прежнему можно услышать гордое: «А в нашем аймаке 130 УАЗов, больше чем в вашем!», в центральных районах в 2008 г. стало з | Гобийская экспедиция
Гобийская экспедиция
Гобийская экспедиция
Гобийская экспедиция
Гобийская экспедиция
Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог