Основной залог популярности бэушного автомобиля — его ресурс. Правило — аксиома. Да только в нашей жизни аксиомы признаются далеко не всегда, а мнение в отношении того или иного «самодвижущегося предмета» складывается порой по принципу «хочу такой, какой у соседа». И никаких вам «документально» подтверждаемых обоснований. В узкой нише корейских микроавтобусов создалась именно такая ситуация. Коммерческий успех Istana объясняется просто — надежность. Отсутствие на рынке Besta вполне логично — в «семилетки» не попадает, да и архаична. Но почему не везут Pregio? Или перефразируя — отчего так много Hyundai Grace? Неужели оптимален для «маршрутных ресурсных подвигов»?
| Grace 1987 модельного года — внешне практически абсолютная копия Mitsubishi L300 и Delica |
О корейских производителях принято говорить, что они новички в автомобильном мире. А между тем, например, Hyundai еще в 1977 году построил свой первый микроавтобус. Назывался он HD 1000 Minibus (вспомните, Kia чуть позже собственную модель назвала так же) и выпускался пять лет. Возможно, это была оригинальная разработка. По крайней мере, 12-местный
55-сильный, длиной чуть более четырех метров «автобус» если и напоминал «японцев», то только годов эдак 50-60-х. В 1982-м с конвейера Minibus сняли. И об однообъемной теме забыли. Вспомнили лишь в 1987-м в момент начала сотрудничества с Mitsubishi. Тогда в Hyundai вообще произошли кардинальные изменения и одно из них касалось как раз возобновления производства микроавтобусов. Лишне говорить, что «новая» пассажирская модель полностью копировала мицубисиевский «шедевр» L300. Микроавтобус начали выпускать сразу в двух версиях — Grace и Grace Van. При длине в 4790 мм первая вмещала 12 человек, а вторая при аналогичной «протяженности» трех — вместе с грузом в 900 либо 1400 кг. Промежуточный вариант не предусматривался. Правда, в 1993 году вместе с фэйслифтингом модели компания предложила 15-местную версию Tour длиной 5470 мм.
| Внутри первый Grace — верх архаизма. Выпускать автомобиль с таким допотопным салоном и непродуманной эргономикой вплоть до 1993 года — преступление перед теми, кто на нем ездит |
В 1997-м автомобиль пережил второй рестайлинг, в том числе для того, чтобы продолжать продаваться под названием Satellite в Старом свете. К каким бы то ни было результатам это ни привело. Европейцы уже тогда косо смотрели на машины с бескапотной компоновкой. Тем более, что эту нишу на тот момент уже захватили японские производители. Но Азия в отношении автомобильных пристрастий — terra incognita. По некоторым данным, в Корее продолжают выпускать Grace, а уж у нас он пользуется весьма устойчивым спросом. Как и Besta, Grace для любителей подобного рода автомобилей предлагает демпинговые цены. Экземпляры, выпущенные в конце 80-х, с квадратной а-ля L300 передней светотехникой можно приобрести за $2 тыс. Хотя состоянием в этом случае вы вряд ли будете удовлетворены. Да и машины начала 90-х вплоть до второй половины прошедшего десятилетия, предлагающиеся в диапазоне цен от $4500 до семи с лишним тысяч, скорее, для любителей покопаться в потрохах. Наши городские маршруты не щадят и более серьезную технику. А с какого тогда года начинается «полное взаимопонимание и любовь»? С «беспробежного»! Не надо проводить глубокие исследования рынка, чтобы понять — 99% всех «вторичных» образцов прошли через горнило общественных перевозок. Такие стоит брать разве что для дальнейшего использования в этом убийственном направлении, в котором предполагается частая периодичность обслуживания и ремонта. Для частного использования лучше брать машины «только что из Кореи». Кстати, на рынке в Рабочем такие встречаются раз в пятилетку. Обращаться надо в специализированные фирмы, располагающие хорошим наличным ассортиментом и предлагающие «заказные» варианты. В таком случае придется выложить в районе $8-9 тыс. за экземпляры конца 90-х годов. Причем далеко не всегда количество мест и длина базы будут играть основную ценовую роль.
Цены на запчасти | руб |
Клапаны | 156/шт |
Направляющие клапанов | 420 |
Масляный фильтр | 120 |
Воздушный фильтр | 150 |
Топливный фильтр | 120 |
Амортизаторы | 470-520 |
Верхняя шаровая | 290 |
Сайлент-блоки | 310 |
Торсионы | 950 |
Колодки передние/задние | 430/460 |
Крестовина | 290 |
А может, Grace вовсе не стоит приобретать? С точки зрения элементарных потребительских качеств этот микроавтобус банален как любой корейский автомобиль выпуска 90-х годов. Мягкой подвеске не катастрофически, но не хватает энергоемкости. Кузову — также жесткости. Управляемость похуже, чем у той же Istana, а в целом на ходу Grace... ну, можно сказать, ни рыба ни мясо. Японские аналоги передвигаются более, если хотите, солидно. Динамика... Вот тут стоит поговорить особо. Наивно от лицензионной модели требовать оригинального мотора. А у Mitsubishi из простых и недорогих дизелей, как известно, всегда было только одно предложение — 2,5-литровый 4D56. С него и сняли кальку, добавив 130 «кубиков», после чего «новый» мотор стал 2,6-литровым. Причем таким путем получили не один двигатель, а целых четыре: атмосферные D4BX (73 л. с.), D4BA (80 л. с.), D4BB (83 л. с.) и турбированный D4BF (85 л. с.).
| Следущий Grace обновился более чем кардинально и перестал нести на себе даже отголоски мицубисиевского дизайна |
Три первых устанавливались на короткие микроавтобусы, а турбодизелем оснащалась длиннобазная модификация Tour. Таскают они свой груз не-плохо, а версия с наддувом хоть и медлительнее Istana, но все же довольно динамична. С точки зрения конструктивных особенностей все моторы повторяют старину 4D56. Четыре цилиндра, восемь клапанов, топливная аппаратура распределительного типа, привод газораспределительного механизма зубчатым ремнем и два балансирных вала, вращаемых опять же ремнем. Спорная конструкция, не единожды подводившая, но хорошо изученная. Лишние хлопоты доставляет ременный привод, который желательно «обновлять» вместе со всеми роликами и, естественно, с ремнем балансирных валов. В противном случае, как и на легковых Mitsubishi, при обрыве последнего его «хвост» попадает под основной ремень и... Камера сгорания у дизелей маленькая-маленькая. Кроме того, есть мнение, что подшипники уравновешивающих валов смазываются недостаточно. Оттого при большом пробеге могут клинить и вызывать вышеописанный эффект. Поэтому у нас обычно поступают просто — лишают балансирные валы вращения. Моторы заметно прибавляют в вибрациях.
Корейские аналоги 4D56 подобно своему «оригинальному» варианту проявляют склонность к перегреву. Из всех дизелей, устанавливаемых на микроавтобусы Страны утренней свежести, эти, пожалуй, более других нуждаются в качественном охлаждении. Потому замена охлаждающей жидкости и чистка системы — плановая, аналогично смене моторного масла, операция. И, само собой, двигатели серии D4 хуже других относятся к интенсивным ускорениям и скорости выше 110-120 км/ч.
| Дизель Hyundai (в данном случае одна из его атмосферных версий) отличается довольно мягкой работой, но только при условии своевременного обслуживания. Если такого нет — вибрирует, перегревается, рвет клапаны и течет всеми резинками |
Покупая автомобиль с маршрута, стоит поинтересоваться, не ходил ли он в «межгород». На загородных трассах при том темпе, который исповедуют наши водители маршруток, головка блока «стареет» очень быстро. Случается с Hyundai D4 и такая беда — обрывает оба клапана на последнем цилиндре. Это снова наследство от «папы». Связывают с износом направляющих. Также дизели Grace со временем теряют герметичность по многим прокладкам и сальникам. Видимо, в 90-е годы в компании не уделяли должного внимания качеству резинотехнических изделий. Хотя тут можно посетовать и на не оптимальные температурные режимы. Помимо долива от такой масляной щедрости можно «попасть» на серьезную сумму — были случаи, когда моторное масло «смазывало» шестерню коленчатого вала и приводило к проскальзыванию ремня ГРМ. Не скупясь делится маслом и турбина на D4BF. Она вообще не отличается большим ресурсом, отчасти потому, что большинство и корейских, и наших водителей о существовании турботаймера забывают.
| Второе поколение микроавтобуса преобразилось не только внешне. Для 90-х годов интерьер был современен, а удобство пользования его функциями стало оптимальным. Правда, за рулем тесновато |
Другая головная боль — топливная аппаратура. У Grace она в целом живет чуть меньше, чем у микроавтобусов Kia (напомним, что на Istana используется рядная аппаратура, по надежности образцовая не только в корейской среде). Ситуация осложняется тем, что детали марки Lucas, которых (в лицензионном, естественно, варианте) придерживается Hyundai, практически не поддаются ремонту. А преимущество дизелей D4 в том, что они предполагают замену Lucas на Bosch. Столько моторных недостатков можно встретить разве что... правильно, у Mitsubishi. Что ж, дружба автомобильных компаний далеко не всегда хороша для рядового клиента. Зато, подарив Hyundai слабый по многим качествам дизель, японцы в довесок дали узлы и агрегаты, отличающиеся куда большей надежностью.
Коробка передач, сцепление и редуктор — без претензий. Ходят долго, а проблемы с ними начинаются уже после того, как нервы серьезно потрепал мотор. Встречается на Grace «автомат» — скорее всего, известная (в корейском уже варианте) коробка А40. Во всяком случае, придраться к ней тоже проблематично. 200 тыс. км для нее не предел.
| По расположению сидений пассажирская часть салона традиционна |
Подвеска — вот, видимо, та конструкция, за которую у нас любят Grace. В наследство от L300 и, соответственно, Delica, «корейцу» досталась очень надежная система. Спереди она двухрычажная с амортизаторами и торсионами, сзади традиционный цельный мост на рессорах. Единственное неудобство заключается в составляющих одно целое нижнем рычаге и шаровой опоре. Ну, так у нас давно научились инженерные казусы устранять с помощью токаря.
В целом по сумме качеств, даже учитывая отличный ассортимент запчастей (есть очень многое, а то, чего нет, можно привезти под заказ, в том числе в бэушном варианте прямо из Кореи), Grace не выглядит лучшим предложением в сегменте корейских микроавтобусов. По цене он не лучше Kia Pregio, а по элементарным потребительским качествам куда хуже Ssang Yong Istana. Спасает лишь то, что в продаже Hyundai довольно много, как в вариантах с местным пробегом, так и без него. Есть из чего выбрать.
Максим МАРКИН
Фото автора
Автомаркет+Спорт
|