Автолебедки
Просмотров: 18759
24 Сентября 2005

WINCH-ИНФИЦИРОВАННЫЕ

лебедки

Лето 2000-го года. Монголия. Топи озера Хубсугул. Четыре матерых внедорожника то и дело вязнут в черных тисках трясины, коварно скрытой под тонким слоем зелененького, сухого на вид дерна. Мерзкие зыбуны! Поступательная скорость за сутки ниже скорости хромого пешехода. Весь день не смолкает дизель старенького «Крузера»-шестидесятки. Четыре «горшка» в 3,5 литра объема жгут солярку на привод единственно надежного источника продвижения — лебедки. Одной на всех. На нее молились, как и на дизель «Крузера». Случись что с ними, можно было рубить острог и ставить мужской монастырь, поскольку выбраться из этой глухомани без «потусторонней» помощи возможным не представлялось.

Так выглядели условия памятного пробега Mongolia-Trophy 2000, участником которого автору посчастливилось быть. Много чего открылось тогда, но бедовый рокот 3В и натужный стон барабана с тросом в те минуты казались гимном «во славу техники», упоительной музыкой хоть какого-то движения.

лебедки
Праотец всех лебедок — чисто механический вариант
лебедки
Типичная ручная лебедка
Где и когда впервые стали применять лебедки на автомобилях, не столь важно. Видимо, как всегда, первыми были военные. Но то, что сейчас это, в общем-то, бесхитростное приспособление является неотъемлемым атрибутом профессиональных и любительских внедорожных рейдов — бесспорно, как 4х4.

Механические лебедки с приводом от двигателя до сих пор остаются наиболее приемлемым вариантом для самых тяжелых условий работы, хотя современный мир off-road в последнее время стал широко использовать «электротягу», как наиболее доступную, легкую и универсальную. Да и просто практичную. Ведь одним нужно машину без конца выдергивать из каких-то дебрей, а другим достаточно, например, несколько раз в сезон вытянуть на берег лодку.

Что может предложить иркутский рынок автокомпонентов и на что следует обратить внимание? Попробуем с этим разобраться при помощи специализированных фирм и опытных «пользователей».

Ньютонова грамота

Механическими лебедками отечественные гражданские джипы никогда не комплектовались, как, впрочем, и легковые военные внедорожники марки УАЗ. Ведь это так сложно, дорого и вообще роскошь для нашего человека! Специальная раздатка, дополнительная коробка отбора мощности и рычаги, карданы, кронштейны — зачем это все городить на пассажирских вездеходах, если есть лопаты и нескончаемый человеческий ресурс?

лебедки
лебедки
Альтернативные электролебедки DJ
лебедки
Оригинальная Electric Winch для облегченных условий труда
«Механику» в «мирном» назначении мы познали только с приходом на рынок японских классических джипов Toyota или Nissan. Правда, с «паркетизацией» мышления механические лебедки уходят в прошлое вместе с брутальностью своих носителей. Поэтому широко познать все прелести и недостатки механических систем удалось и удается немногим. А прелесть в том, что «механика» как единое целое с силовой частью автомобиля, как «заводское» конструктивное решение, есть самый мощный, выносливый и удобный инструмент «самовытягивания», где скорость работы можно регулировать оборотами двигателя. В сущности, по-настоящему профессиональный тип лебедки. Недостатки в том же — без работающего мотора она ничто, хотя бывают варианты максимальной выживаемости, с «аварийным» ручным приводом.

А еще из недостатков «механики» — такие малозначимые, как громоздкость конструкции и связанные с этим проблемы демонтажа на случай «консервации». И куда более определяющие недостатки, такие как дефицит и цена. Дефицит джипов с «механикой» в сборе, дефицит и дороговизна «механики» как отдельной опции. По некоторым данным, только коробка отбора мощности может оцениваться в $350 за б/у вариант с неизвестным ресурсом! Причем на любой джип систему не приладишь, только на модели с предусмотренным в раздатке выходом.

С таким положением дел говорить о каком-то предложении «механики» на рынке не приходится. Ценителям иногда удается найти укомплектованный джип среди японского second-hand, есть вероятность приобрести систему в отдельности после эксплуатации — и то хорошо.

Зато какие возможности предоставляют электромеханические лебедки, работающие от бортовой сети! Доступность, компактность, сравнительная простота установки/снятия, возможность монтажа сзади автомобиля, независимость от работы двигателя — все это делает «электрику» массовым «увлечением». Важно только, чтобы тяговое усилие превышало полную массу автомобиля. На сколько? Считается, что достаточно процентов на пятнадцать, однако опытные джиперы обычно ставят с полуторакратным запасом.

лебедки
LC 80 и 100 свои электролебедки изящно интегрируют в передний бампер под крышку
Однако не менее важно, чтобы максимально потребляемый ток не превышал возможности бортовой сети, иначе генератор и проводка могут сгореть быстрее, нежели машина выползет из плена. Без модернизации электрики с установкой более мощного генератора в таком случае не обойтись. Да и штатный аккумулятор при наличии электролебедки уже не надежный помощник. В известном смысле, интенсивная работа электролебедок тоже зависима от двигателя, поскольку на энергии аккумуляторов долго не протянуть в прямом смысле. Сами же лебедки должны иметь защиту от перегрузки, надежный тормоз при отключении питания во время тягового режима, удобный дистанционный пульт управления, достаточно высокую скорость работы и длину троса, хорошую гидроизоляцию.

В целом электролебедки выглядят более нежными и прихотливыми агрегатами, если крутить им приходится в суровых условиях эксплуатации. По опыту того же монгольского рейда очевидно, что будь тогда одна на всех только «электрика», вряд ли удалось бы сохранить ее живой даже до половины грязевого маршрута.

лебедки
лебедки
Это «Спрут». Неудачный, по мнению многих, ременный привод червячного редуктора в новейшей версии отсутствует
лебедки
Так выглядит Come UP Winch...
лебедки
... а так WARN. Дополнительные тросы продаются отдельно
Конечно, в большинстве любительских случаев речь идет о кратковременной и облегченной работе для лебедок, тогда «электрика» оправдывает себя полностью. Тем более, что сегодня эту продукцию массово выпускают именитые заокеанские фирмы, менее именитые и совсем безымянные азиатские, но самое главное — теперь и несколько российских фирм!

В мире, правда, есть еще один тип автомобильных лебедок — гидромеханические, которые обычно приводятся от насоса гидроусилителя и лишены ряда недостатков электро- и чисто механических систем. Выпускают их в США и даже в России для военных, однако в джиперской среде они почти не используются из-за цены, трудностей с установкой, своих недостатков вроде низкой скорости работы и отбора усилия на руль, да и вообще почему-то не практикуются.

А вот ручные лебедки распространены и весьма популярны. Как говорится, дешево, но помощь оказать могут. Конечно, если речь опять же не идет о тяжелых условиях эксплуатации, когда «привод» в человеческих силах применять бессмысленно и даже небезопасно. Этот вариант скорее годится как резервный и для бытового назначения.

Тащить везде, тянуть всегда

Мировой опыт говорит... Впрочем, зачем нам мировой опыт, когда есть свой собственный? Причем не столько личный монгольский, сколько такой комплексный, как внедорожные рейды иркутского клуба «Протектор», где и джипов разных много, и лебедок всяких хватает. И по части условий для испытаний тоже все в порядке — в переделках «рвали» не только лебедки, но и мосты с подвеской. А еще есть сравнительные полевые тесты ряда популярных электромеханических лебедок, проведенные центральными автомобильными изданиями, и результаты которых во многих случаях сходятся с настоящим «боевым» опытом.

Не исключено, что и настоящую дорогую лебедку кто-то приобретает ради модного антуража, для придания джипу недостающей мужественности и самоценности. И все же столь дорогой и увесистый аксессуар обычно берут для реальных дел. И в этом случае надо знать несколько общих и довольно простых правил эксплуатации. Прежде всего, что работает лебедка по классическим законам механики. Максимальное тяговое усилие достигается при соосном с автомобилем положении троса, а также только на первом витке барабана. Последующие ряды витков увеличивают диаметр намотки и, по существу, плавно уменьшают передаточное число. На пятом-шестом ряду усилие лебедки, как правило, снижается в полтора раза!

Поэтому важно в дороге иметь длинный трос, не менее 25 метров, при работе разматывать его на максимальную длину и по возможности цеплять с минимальными углами. В этом случае и сама лебедка, и вся электрика автомобиля не склонна испытывать губительные перегрузки, ведь с каждым рядом витков потребляемый ток будет увеличиваться. А тяжелые внедорожные рейды по лесам и болотам подсказывают о необходимости иметь длину троса до 40 метров, но такой запас могут позволить только довольно мощные 8000-9000-фунтовые электролебедки, то есть с тягой 3,6 и 4 тонны. Длинный трос легко позволит использовать и блок, который увеличивает тягу в два раза, но на столько же снижает скорость намотки.

Кроме того, каждому усилию должен соответствовать трос определенного диаметра. Если речь идет о самых распространенных лебедках с тягой 2,5-4 тонны, трос должен быть не менее 8 мм. На 12000-фунтовых (5,4 тонны) уже используется сечение в 9,5 мм. Монтаж и работа лебедки немыслима без направляющих роликов, которые обязательно входят в комплект, однако при работе надо следить за намоткой троса, который должен укладываться ровно, иначе закусывания, повреждения нитей и обрыв неизбежны.

В режиме тяги на трос необходимо набрасывать какую-то увесистую тряпку или просто приложить бревнышко, что в случае обрыва (а это весьма реально) погасит энергию натянутой «тетивы». Иначе можно лишиться оптики, лобового стекла и, что самое нехорошее, здоровья. Естественно, во время вытягивания не надо стоять рядом с тросом и, тем более, через него перепрыгивать. Стальной кнут лебедки может покалечить в доли секунды. Естественно, что и голыми руками хвататься за трос тоже нельзя.

Впрочем, соблюдение общих правил еще не гарант безупречной помощи лебедки в тяжелых ситуациях. Например, конструктивно низкая скорость намотки (под тягой и без) троса в «боевых» условиях, особенно зимой, превращается в нудную изматывающую возню, а отсутствие стопора при отключении питания вообще небезопасно, если машина вытягивается на уклон. Но, что самое главное и неожиданное для неопытных пользователей — за лебедкой тоже нужен уход. После рейдов, как оружие после стрельбы, лебедку необходимо чистить от грязи. А также следить за смазкой и лучше поменять ее на заведомо морозоустойчивую, тем более, если по бездорожью приходится ездить зимой. В «Протекторе» уже был случай, когда сожгли даже именитую импортную лебедку по причине застывшей на морозе смазки. Правда, для той тяжелой машины (длиннобазный Safari) 9000-фунтовая лебедка была хоть и нормой, но могла оказаться и слабоватой. Хозяин потом установил 12000-тысячный агрегат. А в другом случае причиной отказа вращаться стал замерзший конденсат, который постепенно образовался в редукторе всего лишь потому, что джип хранится в теплом гараже!

Электролебедка может «увять» и по причине элементарной нехватки бортовой энергии, в том числе из-за повышенного запаса по мощности. Такое случалось на примере того же «Протектора», когда на одном из джипов от бесконечных тяговых разрядок сел аккумулятор даже при работающем двигателе. Так что, перебор с мощностью, как и недобор, может навредить. Необходим оптимальный вариант, а для надежности питания в разного рода экстрим-походах, параллельно или как запасной, хорошо иметь второй аккумулятор. Под капотом, как это позволяет устроить, например, УАЗ, или в багажнике. А еще опытные джиперы в целях «ресурсосбережения» настоятельно рекомендуют использовать блоки. Эти устройства хоть и снижают скорость вытягивания, зато увеличивают тягу и при этом снижают электромеханические нагрузки на лебедку и в целом на автомобиль.

Не без греха и чисто механические лебедки, если говорить о японских. От перегрузки у них, бывает, срезает шпонки, естественно, в самый неподходящий момент. Но наши джиперы этот недостаток научились устранять шпонками большего диаметра. И без последствий — лебедки с условием дополнительной тяги на колесах выдерживают, видимо, японские законы «сопротивления материалов» здесь трактуются с немалой долей осторожности. Правда, известен случай уже среди дальневосточных джиперов, когда в японской «механике» срезало зубья шестерен, но до этого вместо шпонок здесь просто «применили» сварку. Ну и, конечно, если удастся заиметь механическую лебедку, то чистка и профилактика по смазке ей тоже необходима.

А еще с «механикой» связана специфичная особенность работы при наличии автоматической коробки (есть такие экзотические внедорожники и в Иркутске). В этом случае включение привода лебедки предполагается только при положении контроллера АКП в позиции «нейтраль». То есть тягой колес такой джип лебедке уже не поможет! Как следствие в условиях серьезного бездорожья — часто срезает шпонки.

Лебединая песня

Предложение автодилеров

В Иркутске работают несколько дилеров, кто официально представляет внедорожники различных марок и моделей, но только Toyota может похвастаться серийно выпускаемым джипом, штатно оснащенным электромеханической лебедкой. Это Land Cruiser 100 во «внедорожном» исполнении GXR2, который кроме 8000-фунтовой лебедки еще имеет задний самоблокирующийся дифференциал, люк, рейлинги, ABS.

Сама лебедка (японского производства) увеличивает цену модели примерно на $1500, а с учетом прочих принадлежностей общая стоимость дизельного LC100 GXR2 составляет $53400. Если же такую лебедку заказывать отдельно, то цена ее составит уже около $5000 в полном комплекте. К надежности лебедки претензий нет, обслуживание в основном сводится к чистке троса.

Как ни странно, но в прайсах дилера Mercedes лебедка не предполагается даже для Gelandewagen, и даже как дополнительная опция! Однако специалисты автоцентра при желании клиента могут поставить любую лебедку и установить самостоятельно (но пока таких заказов не было).

В модельном ряду Mitsubishi, несмотря на предложение нескольких моделей внедорожников (включая полноприводный пикап), модификаций с лебедкой также нет. Однако как опция она предусмотрена, и клиенты могут заказать ее отдельно.

Предложение автомобильных электромеханических лебедок в Иркутске и Ангарске
Фирма Производитель Условия продажи Адрес
АвтоLex WARN, Come Up В наличии и на заказ Иркутск, ТЦ «Автоград», пав. 2
Отдел «Аксессуары и оптика» WARN, Super Winch На заказ Иркутск, ТЦ «Автоград», пав. 126
Клуб «Протектор» WARN, Come Up На заказ Иркутск, контактный телефон: 685-890
Сервис-центр «Авторесурс» WARN, Come Up, отечественные На заказ Иркутск, ул. Аргунова, 2
Отдел запчастей DJ В наличии и на заказ ТЦ «Автоград», пав. 1А и 162
АМ-ПРО Electric Winch В наличии и на заказ Иркутск, ул. Ангарская, 20
Грантек Ульяновск В наличии и на заказ Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 78
Автодор Ульяновск В наличии и на заказ Иркутск, ул. Окт. Революции, 1, Ангарск, ул. К. Маркса, 97, 6А м-он, д. 25.
В Иркутске приобрести электрическую лебедку сегодня не составит никакого труда. И на заказ, и в розничной продаже в ряде специализированных фирм. Среди импортных у знатоков более всего в ходу именитые американские лебедки WARN и менее дорогие, но тоже неплохо зарекомендовавшие себя тайваньские лебедки Come UP Winch. Именно изделиями этих двух фирм чаще всего пользуются столичные внедорожные клубы, теперь они познаются и в наших краях.

По совокупности эксплуатационных характеристик эти лебедки вполне справляются и с тяжелой работой в условиях off-road, если не пренебрегать вышесказанными правилами. У них и соотношение массы, скорости, мощности нормальное, и дистанционные пульты вполне удобные, и надежный стопор предусмотрен. WARN более скоростной, выносливый, а в топовых версиях еще имеет защиту от перегрузки, да и по габаритам американские лебедки меньше других аналогов. Для иных джипов это весомый козырь. Зато в стандартном комплекте менее дорогого Come Up предусмотрен блок, который на языке профессионалов еще называется полиспастом.

Заказать лебедки WARN и Come UP, что вполне логично, можно в оргкомитете «Протектора». Наиболее ходовые 9000-фунтовые модели обойдутся ориентировочно в $1500 и $850 соответственно. Как видно, разница в цене ощутимая, но опытные люди говорят, что эта разница оправдана. Кстати, преимущество заказа лебедки в «Протекторе» очевидно по той причине, что здесь их знают не как товар, а как инструмент, которым постоянно пользуются в самых суровых условиях. Могут компетентно что-то посоветовать и проинструктировать, да и с установкой помочь, если необходимо. Кроме того, здесь могут обладать информацией, где и как возможно купить б/у механическую лебедку.

Акценты предложения именно на двух вышеуказанных марках удалось подтвердить и в магазине фирмы «АвтоLex», которая специализируется на продаже запчастей и аксессуаров для Toyota. Как одно из направлений — предложение электролебедок, причем в магазине парочка самых популярных моделей бывает в свободной продаже. Так, WARN-восьмитысячник, то есть с усилием 3,6 тонны и длиной троса 24 метра, здесь продавался за 42 тыс. рублей. Модель Come UP с тягой в 4 тонны, длиной троса 30 метров и с блоком в комплекте стоил 28 тыс. рублей. На заказ фирма поставляет лебедки в течение десяти дней, а если нужна особо большой мощности (например, 15000-фунтовая) и под бортовое напряжение 24 В, то выполнение заказа может растянуться на 1,5 месяца. Здесь же дополнительно могут предложить отдельно тросы, а также порекомендовать установочный сервис.

В специализированном отделе по аксессуарам и оптике для японских автомобилей (ТЦ «Автоград», пав. № 126) в наличии лебедок не бывает, но заказ на поставку WARN, а также англо-американскую Super Winch здесь тоже могут принять. На любую модель, по ценам от $1000 до $2500. Сроки доставки называются в 20 дней, установка возлагается только на покупателя.

Конечно, современный рынок импортных автокомпонентов невозможно представить без альтернативы со стороны китайского «лебединого озера». Пожалуйста, самый свежий пример — это наличное предложение электролебедок в павильоне № 1-А ТЦ «Автоград». Тайваньские изделия марки DJ, собранные, как заявляется, по американским «мотивам». Реверс, крепеж, дистанционный пульт управления. Правда, в наличии удалось увидеть только маломощные модели: 1,2-тонную с 15-метровым тросом за 6470 рублей и 2-тонную с такой же длиной троса за 14300 рублей. Очевидно, лебедки рассчитаны на облегченные условия труда.

В этой связи нашлось еще одно любопытное предложение. В магазине «АМ-ПРО» продаются импозантные и тоже автомобильные Electric Winch, которые отличаются оригинальным коробчатым корпусом. Китайское производство, только на этот раз по немецким технологиям. Развивает приличные для столь изящной и компактной конструкции 2,7 тонны тяги, но трос всего 9 метров и даже не предусмотрены направляющие ролики. Продавцы говорят, что эти лебедки охотно покупают именно «лодочники». Цена такой модели 7200 рублей.

Что касается отечественных электролебедок, то у нас наибольшее распространение получили ульяновские изделия «Спрут». И вполне заслуженно, поскольку по тестам и в практике показали себя оптимальными среди прочих в «среднем» весе. Мощная и скоростная, с достаточно длинным тросом, питерская лебедка сделана по «чертежам» WARN, но довольно дорога, не имеет стопора и оснащена коротким пультом. Саратовская не отличается скоростью работы, длиной троса и также длиной пульта, и по цене высокая.

Лебедка «Ульяновского авторемонтного завода» самобытна, к тому же постоянно модернизируется и в продаже одновременно можно увидеть разные по исполнению модели. Имея червячный редуктор вместо планетарного у конкурентов, «Спрут» отличается естественным надежным тормозом. Скорость намотки под тягой довольно низкая, зато есть вторая высокая скорость для быстрой «походной» смотки. Длина троса тоже не показательная — немногим больше 20 метров, зато трос правильного сечения (8,3 мм) и длинный кабель пульта: 4,5 метра хватит и для того, чтобы управлять лебедкой, стоя на крыше. Максимальная тяга в 2,5 тонны невелика для широкого применения, однако блок в комплекте увеличивает ее в два раза, а также на выбор предлагаются установочные кронштейны для «Нивы», УАЗа и «Газели». Привод к редуктору ременный и проходит снаружи, что считается самым большим недостатком, поскольку может проскальзывать, если не с водой, то с грязью точно. Однако производители этот ремень еще рассматривают и как ограничитель перегрузки! Тем не менее новейшая версия «Спрута» уже не имеет ременного привода, и такие версии скоро должны появиться в продаже. Впрочем, ресурс этой лебедки вряд ли удовлетворит матерых джиперов. Известно, например, что «Спрут» охотно использует служба МЧС, в том числе на эвакуаторах, но ремонтировать и менять их приходится не так уж редко, благо еще производитель снабжает рынок запчастями.

Так вот, в Иркутске «Спрут» еще «ременного» поколения бывал в магазине фирмы «Грантек». Последний раз здесь его купили за 21500 рублей. Однако, ангарская фирма «Автодор» занимается «Спрутом» на регулярной основе, и здесь эта лебедка в наличной продаже постоянно. Причем последняя цена была зафиксирована в 18900 рублей, а кроме головного магазина, «Автодор» имеет филиалы в Ангарске и Иркутске.

И наконец, ручные лебедки. С их покупкой проблем тоже не будет. Есть отечественные, но китайских больше. Например, в павильоне № 10 ТЦ «Автоград» можно обнаружить большой ассортимент «разнотонных» ручных лебедок рычажного типа. Скажем, 1-тонную кировского производства с 6-метровым тросом за 2450 рублей. Страшненькая, но свои деньги, наверное, отработает. Изящные тайваньские предлагаются самые разные по невысоким ценам: с тягой 850 кг — за 1250 рублей, 2,5-тонная — всего за 1500 рублей, есть и 4-тонная, уже за 2100 рублей. В павильоне № 114 2-тонная ручная лебедка с 4-метровым тросом встречалась всего за 670 рублей. Есть тайваньские ручные лебедки и в павильоне №1-А, уже известном по электролебедкам DJ. Модель с тягой 4 тонны, но тросом всего 1,5 метра стоит около 2000 рублей, модель на 820 кг редукторного типа — около 850 рублей.

Ручные лебедки, по мнению бывалых, вообще должны быть обязательной принадлежностью обычного легкового автомобиля, периодически бывающего на проселочных дорогах. Это кроме чисто бытового назначения.

Василий ЛАРИН

"Автомаркет + Спорт" №11 18.03.05

Поделиться ссылкой

Автофирмы Иркутска







Весь каталог