Как только возник вопрос о покупке нового автомобиля,
сразу же начались мучительные искания: какой брать — отечественный или иномарку?
«Спасибо» нашему правительству, помогло определиться поднятыми пошлинами.
Познакомившись с ценами на автомобили во Владивостоке, понял — то, что хочу,
взять не потяну по деньгам. Ну, а если брать отечественный, то только «Волгу»,
так как «Жигули» одни в семье уже имеются, а в семействе «Самара» я
разочаровался после 40-минутного путешествия на заднем сиденье ВАЗ-21099 с моим
ростом 187 см. Итак — мой выбор «Волга» ГАЗ-3110.
Комплектацию для себя определил сразу: окраска «металлик»,
так как технология требует тщательной подготовки поверхности, следовательно,
кузов лучше будет сопротивляться коррозии, да и немецкая покрасочная линия не в
пример лучше нашей. Двигатель — ЗМЗ 402 (в случае чего, можно отремонтировать в
любой деревне, да и с запасными частями проблем в ближайшие лет 20 не будет
точно), гидроусилитель руля.
И вот ясным апрельским деньком с сумкой, которую приятно
оттягивали 175000 рублей, отправился в активно рекламируемую в «Автомаркете»
фирму «Агат-Авто Байкал». Но увы, там меня ждало разочарование — «Волги» в
нужной мне комплектации не оказалось, все раскупили, хотя три дня назад еще
были. Собравшись было уезжать, обратил внимание на подготовленный к продаже
автомобиль синего цвета, который был выставлен во дворе. Но он был с двигателем
ЗМЗ 406, который, по отзывам эксплуатирующих, не отличается надежностью.
Поделившись своими сомнениями с продавцом-консультантом, услышал такой ответ:
— А может, дело не в двигателе, а в его эксплуатирующих?
— Не знаю, — ответил я, сидя за рулем автомобиля (забегая
вперед, хочу сказать, что цвет «циклон» действительно удался газовским
дизайнерам), поворачивая ключ в замке зажигания. И как только я услышал звук
работающего 406-го, то понял, что ЗМЗ 402 уже навсегда ушел из моего сердца.
Видя мои загоревшиеся глаза, продавец сел за руль, выехал за ворота и показал
«движитель» в деле. Моему восторгу не было предела. И как следствие этого,
165000 рублей перекочевали из моего кармана в стальную утробу кассы.
Когда сидел в салоне, у меня возникло ощущение, что я уже где-то видел подобную
архитектуру передней панели, но явно не на продукте отечественного автопрома, и
через пять минут меня осенило — Subaru Legacy второго поколения: тот же горбатый
козырек приборной панели, тот же четырехспицевый руль, только спицы спрямлены,
приборы те же, только тахометр со спидометром поменялись местами да добавлены
ненужные японскому водителю вольтметр и указатель давления масла. Но тем не
менее общая архитектура субаровская. Интересно, кто у кого слизал? Жаль, но на
этом сходства с «японцем» закончились, а начались сантиметровые зазоры между
кузовными панелями, дребезжащие в направляющих стекла и крышка бардачка, глядя
на зазор между которой и передней панелью, невозможно удержаться от смеха. Сразу
представляешь себе залихватского сборщика в униформе с символикой ГАЗ, у
которого руки растут из известного места. Про плохо закрывающиеся двери я
промолчу, ведь это запросто можно исправить простой регулировкой и смазкой
замков, что и было в последующем сделано.
Да ладно, все это на скорость не влияет, а салон мало того
что огромный, так еще и сиденья с приятной для глаза и рук велюровой обивкой. Но
и тут ОАО ГАЗ не ушло от традиций: в механизме регулировки наклона спинки
небольшой люфт.
И вот, наконец, все формальности улажены, и ГАЗ-3110 2002 года выпуска, обретя
хозяина, покинул территорию фирмы-продавца. На данный момент, т. е. за 8 месяцев
после покупки, автомобиль накатал по дорогам 15 тысяч км, следовательно, можно
подвести кое-какие итоги. Итак...
Подготовка к эксплуатации свелась к приятным хлопотам: установка сигнализации,
покупка чехлов на сиденья, кожаной оплетки на руль, прикручивание
регистрационных номеров болтиками, у которых головка выполнена в виде катафота,
смывание остатков заводского консервационного покрытия дизельным топливом,
установка автомагнитолы Kenwood.
Двигатель
В целом самый современный российский двигатель по своим потребительским
качествам не-плох: расход летом 9-11 л Аи-92 и 12-15 л зимой, живой характер и
уверенное ускорение после 2000 оборотов, правда, к 5000 мотор скисает и, кроме
рева, никаких положительных реакций не дождешься. Лично мне 130 л.с. хватает за
глаза, при желании можно потягаться в светофорных гонках и с «Самарами» и с
иномарками объемом до 2 л (если это, конечно, не «Хонда» или присутствует
турбонаддув или система изменения фаз газораспределения). Подружка, считающая,
что «Волгу» при желании может обогнать гужевая повозка, долго не могла прийти в
себя, когда на одном из прямых участков Александровского тракта, набрав 160
км/час, машина легко ушла от полуторалитрового «Спринтера» ее брата. Но не все
было так безоблачно. По дороге из магазина домой вдруг вспыхнула лампочка
«Перегрев». Еду обратно с претензией. Продавец объяснил причину: датчик
температуры находится перед датчиком включения электровентилятора, поэтому
сначала фиксируется критическая температура, а уж потом включается вентилятор.
М-да... Россия-мать...
Достоинством такой схемы является более высокая температура в салоне зимой. Но
тем не менее продавец посоветовал долить «Тосола» в расширительный бачок и
купить патрубок с вмонтированным в него датчиком включения вентилятора, но зимой
для лучшей работы отопителя необходимо вернуть в работу датчик, стоящий на
месте, предопределенном конструкторами.
Ближе к 10 тысячам километров заметил под машиной лужицу масла, посмотрел на щуп
и ужаснулся — масло на минимуме. Так как надо было срочно ехать, не стал
разбираться, а лишь долил масла. На следующий день механики «Агат-Авто»
обнаружили, что «расплакался» кранчик масляного радиатора (интересно, чем я его
обидел?). Ну, что тут сказать — технологии середины ХХ века на двигателе ХХI
века. Механики дружно повспоминали родственников проектировщиков данного шедевра
колена, наверное, до девятого. Устранили течь протяжкой болтов и сказали, что
если такое повторится, то целесообразней будет выкинуть кранчик вместе с
масляным радиатором, заглушив первый. На 12 тысячах км заметил, что стал
исчезать «Тосол». С этой «мелочью» не стал обращаться в сервис, а устранил ее
самостоятельно — где мог, посадил патрубки на герметик, а кое-где ограничился
просто протяжкой, заодно решил сменить охлаждающую жидкость. Минут тридцать
пытался найти кран слива жидкости из блока, а найдя еще столько же, чесал
затылок, думая, как же слить жидкость в емкость, чтобы не причинить вреда
экологии этиленгликолем, попавшим в почву. Осознав, что пытаюсь доказать теорему
Ферма, слил «Тосол» из блока (да простит меня greenpeace) на землю. Ту же
жидкость, что слилась из радиатора, охлаждающей лично у меня язык не повернется
назвать: по цвету напоминала деготь, а по консистенции водичку из-под крана.
Пару слов о смазочных материалах: на первой смене масла (1000 км) залили
минеральный Consol «Фортум», на 5 тысячах уже по своей инициативе Consol «Люкс
Турбо» (полусинтетика), но, увы, последнее масло выгорало с пугающей быстротой и
поэтому, решив, что нет пророка в своем отечестве, на 10-й тысяче залил
полусинтетику Shell Helix Plus. Думаю, только благодаря этому маслу двигатель
без проблем заводился в -300С. Правда, после прогрева двигатель не держит
холостые, опуская их до 400 оборотов, но стоит заглушить мотор, а потом снова
его запустить, как дефект исчезает. Но это, я думаю, вина не двигателя, а
управляющего блока, видимо, «маленькому компьютеру холодно зимой». То есть повод
для обращения на сервис есть. В планах же заменить свечи «made in Russia» на
что-нибудь более качественное. Вместе со свечами также будут заменены
высоковольтные провода.
Вообще-то, о ресурсе говорить пока рано, т.к. пробег незначителен, но если
честно, мне будет непонятно, если мотор не пройдет хотя бы тысяч 200-300. А
иначе зачем двигателю рабочим объемом 2,3 литра 6 литров масла для смазки?
Трансмиссия,
ходовая
Во-первых, вызывает удивление, что завод рекомендует менять масло в коробке и
заднем мосту только на 60 тысячах. Учитывая качество заливаемых техжидкостей,
это странно, потому что после запуска в мороз стоит только отпустить педаль
сцепления, как обороты вмиг падают с прогревочных 1900 до 1000. В этот момент
почему-то вспоминается солидол, во-вторых, безобразно подобранные передаточные
числа: если для того чтобы резво разогнаться на второй передаче, достаточно на
первой вывести двигатель на 2500 оборотов, то для того чтобы поддержать заданный
темп на третьей, вторую необходимо раскрутить до 4000 оборотов. А если у вас
верблюжье терпенье, или спешить некуда, то можно проделать ускорение на 5-й
передаче с 90 км/час до 120 км/час. В-третьих, женское непостоянство коробки
передач: то у нее вдруг просыпается четкость и легкость переключения лучших
представителей иностранного автопрома, то вдруг при переходе с первой на вторую
заставит вспомнить вечное: «Эх, дубинушка, ухнем...«. В общем, как только
закончится гарантия, жидкость, которая сейчас находится в коробке, уступит место
синтетике, также, скорее всего, будет комиссовано и сцепление в сборе, а его
место займет иностранный наемник, например, Luk или Valeo.
Подвеска же особых хлопот не доставила, но и тут не обошлось без улучшений.
Плавность хода вылилась в откровенную валкость, из-за чего становилось
по-настоящему страшно. Само собой, что под подозрением оказались амортизаторы.
Сервисмены осмотрев их, вынесли вердикт, что они вполне работоспособны, и
поэтому менять их по гарантии отказались. Я же настоял на замене на питерские
Plaza, за что с меня взяли 160 рублей за замену, то есть, по 40 рублей за
закрутку-открутку одной гайки. Поездив немного, я не узнал машину: исчезла
раскачка, валкость. Поняв, что не ошибся с выбором, решил заменить и передние на
изделие той же фирмы. Результат не заставил себя ждать: поездка в Слюдянку
показала, что машина перестала бояться ступняка и стала выписывать повороты, как
по циркулю. Не обошлось и без недоразумений: пресс-масленка левого колеса,
смазывающая резьбовую втулку, оказалась развернутой на 180 градусов, т. е.
направлена назад, а не вперед. Попытки вернуть ее в нормальное состояние не
увенчались успехом, а подобрать нужную по размеру шайбу оказалось проблематично.
Ну, да ладно, не все ли равно, с какой стороны шприц с маслом держать. Процедура
смазывания подвески не так уж и сложна, но порой не очень хочется лезть под
машину. Новая бесшкворневая подвеска пока не внушает доверия, ведь выбить
шаровую пара пустяков (один раз даже видел «Хонда» с подломленным колесом, а о
«Жигулях» я уж тактично промолчу). А вот чтобы лишиться шкворня, надо сильно
постараться и определенно иметь для этого талант. Так что, пока живу по
перефразированному принципу: «Шприцуйте, Шура, шприцуйте!»
Раз уже речь зашла о подвеске, не могу обойти вниманием такой «шедевр», как
гидроусилитель руля. Нет, проблем с ним пока не было, но даже самый
эрудированный ребенок не догадается, какой из трех поросят живет в рулевой
колонке при повороте руля: звук напоминает именно хрюканье молодого кабанчика.
Как оказалось, проблема заключается в следующем: в иномарках в данном агрегате
предусмотрено три или более клапана для перепускания жидкости, а в отечественном
всего два. Видимо, на заводе проблемы со сверлами. Когда же на 10000 км я
изъявил желание сменить неизвестное масло в ГУРе на Dexron III, механики
сказали, что это чревато течью уплотнительных манжет. Упрекнуть их в нежелании
менять жидкость я не могу, так как данная операция не входит в ТО и требует
дополнительной оплаты.
Тормоза
Будь моя воля, я бы за такое безответственное отношение завода к самому важному
механизму автомобиля привлек ответственных за это лиц к суду. На второй тысяче
км при заезде в гараж педаль ушла «в пол». На сервисе мне без вопросов заменили
главный тормозной цилиндр, не прокачав после его установки систему, но услужливо
смыли водой попавшую при замене на кузов тормозную жидкость. Довольный и
счастливый, я уехал из сервиса, но не прошло и недели, как, подъезжая к
перекрестку, я почувствовал тот же дефект и одновременно стал подсчитывать, во
сколько мне обойдется ремонт машин, которые мирно стояли на перекрестке и ждали
зеленого. Но произошло чудо: при повторном нажатии машина встала как вкопанная.
Снова на сервис и снова безоговорочная замена главного тормозного цилиндра, но
опять без прокачки. Надо отдать должное заводу, этого цилиндра хватило на месяц.
Но знаете, ехать летом по трассе со скоростью 100-110 км/час, и знать, что с
тормозами могут быть проблемы, удовольствие не из приятных. Как я уже сказал,
меня, вернее, автомобиль ждала третья замена главного тормозного цилиндра. Пока
механик менял его, я спросил: «В чем может быть проблема?» — на что получил
чисто русский ответ: «Манжеты ...!» (тут механик вставил всем известное слово).
На пятой же тысяче отказал третий главный тормозной и появился дребезжащий звук
со стороны левого переднего колеса. Скажу честно, появилось желание приехать в
сервис, сесть посреди двора, плакать и причитать «Заберите вашу машину! Верните
мои деньги!»
Тормозной цилиндр был заменен на принесенный со склада и, наконец, прокачана
тормозная система. Кстати, в задних рабочих цилиндрах был воздух. Узнав, что
установлен четвертый тормозной цилиндр, механики лишь посочувствовали, но
утешили тем, что подобные проблемы не только у меня, о чем свидетельствовали
лежащие в стороне цилиндры в количестве 30 штук, наверное. Причиной же дребезга
стал тормозной суппорт, но от него избавились оперативно, поколдовав каким-то
образом с колодками. На этом мои хождения по мукам не закончились. К 10000 км
дефект стал появляться вновь, но зато прокачали тормоза и сказали, что если
болячка снова вылезет, то снова заменят главный тормозной цилиндр. Как
говорится, без комментариев.
Электрооборудование
Первый раз включив подсветку комбинации приборов, я не удержался от междометий
«ох» и «ах» — приятный мягкий зеленый цвет, стрелки, которые из белых
превращаются в красные. Не знаю, кому как, а мне нравится. Форсунки омывателя с
подогревом — мелочь, а приятно (левая, правда, заупрямилась, и вместо двух струй
выдавала одну, продувка-прочистка результатов не дала, поэтому заменили по
гарантии), электроантенна, «умершая» на 11 тысячах км и, конечно же, не могу не
отметить люминесцентного плафона, благодаря которому в салоне в темное время
суток можно читать, не боясь причинить вред глазам.
Первым из электрооборудования сдался указатель уровня топлива: заправившись
однажды на АЗС «под горлышко», сел в кабину и удивился — топлива на минимуме, и
горит контрольная лампа. Механик, доставший поплавок поверг меня в шок.
«Поплавок дырявый!» — с хитринкой сказал он, выливая из него бензин и убегая на
склад за новым.
Веселиться можно, но, думаю, что дальше некуда! Следующим настал черед указателя
давления масла: при включении зажигания контрольная лампа не зажигалась, датчик
заменили, и я уехал, воспользовавшись последним днем отдыха, в Култук, поесть
рыбки да посидеть на бережку Байкала. И, о ужас, на обратной дороге вспыхнула
лампа аварийного давления масла, хотя стрелка указывала на цифру «3». Стал
проверять уровень масла, который, как оказалось, был в норме. Вот так и ехал до
дома терзаемый сомнениями, как Наташа Ростова перед первым балом. На следующий
день — в сервис, где меня встретили удивленным возгласом: «Что, опять сломался?»
«Да нет, в гости заехал, а заодно и заменить датчик, который работает до сих
пор». Ну, наверное, не стоит обращаться внимания на такую мелочь, как сгоревшая
лампа стоп-сигнала.
На 14 тысячах км заметил, что вольтметр упорно не желает загонять стрелку в
нормальное положение, следовательно, вечером, включив фары, и отопитель
(холодновато в Иркутске в ноябре) увидел, что подсветка панели тускнеет.
Выключив все, на габаритах доплелся до гаража, и буквально напротив ворот машина
заглохла. Закатить «Волгу» в гараж в небольшую горочку оказалось нелегким делом
даже для 4-х мужиков средней комплекции.
Сняв аккумулятор со второй семейной машины, утром проехал в фирму для ремонта.
Мотор-тестер выдал информацию о том, что неисправен генератор, который и был с
успехом заменен.
Кузов
Как я уже сказал, мой автомобиль окрашен «металликом». Цвет называется «циклон»
— это что-то такое темно-синее. Уход пока сводился только к мойке. Летом
планирую провести антикоррозийную обработку. Хотя качество окраски вроде бы
неплохое. В чем позволили убедиться любимые дорожники с их (будь она неладна)
поверхностной обработкой полотна. Появившиеся сколы оголяют не голый металл, а
грунт, что не может не радовать. Качество же антикора проверил самостоятельно —
не заметил выступающий люк, сдавая задним ходом. Скрежет был такой, что,
казалось, рвется днище, но на эстакаде в гараже даже не нашел царапины, хотя
осмотрел каждый сантиметр чуть ли не с лупой. А вообще, чистый кузов данного
цвета на фоне свежевыпавшего снежка смотрится сногсшибательно. Эх, еще бы зазоры
поменьше да поравномерней!
Шины
С завода автомобиль пришел обутый в нижнекамские шины «Вулкан», посредственные
на сухом покрытии, они буквально вгрызаются в асфальт, если он сырой или мокрый.
На зиму, почитав тесты шин в центральных изданиях, выбрал Good Year Ultra Grip
500, но они не впечатляли: да, машина уверенно разгоняется по чистому льду даже
в небольшую горку, но стоит где-нибудь появиться уклону вбок, как корма тут же
пытается сползти по нему. И еще пару слов о качестве: родной насос пришлось
выкинуть, так как накачать им можно разве что воздушный шарик, а проблемами
подкачки занимается теперь компрессор «Темп-3».
Сервис
Как уже понял читатель, машина покупалась новой и поэтому на нее
распространяется гарантия 1 год или 30 тысяч км. Поэтому все неисправности
устранялись на фирменном сервисе фирмы «Агат-Авто». Про профессионализм
механиков плохого ничего не скажу, все работы выполнялись качественно, немного
хромает организация работы — можно приехать вовремя и прождать два часа, когда к
автомобилю подойдет механик, а можно приехать на полчаса раньше и сразу же
решить проблему.
С уважением, ваш постоянный читатель
"Автомаркет+Спорт" №06 13.02.04
|