“...Еще 75 дней, и я, наконец, уберусь отсюда,” - мечтательно говорит Джим Фэйн, начальник дорожного подразделения полиции Приштины, столицы Косово. Он 20 лет прослужил в полиции США, патрулировал дороги Флориды и думал, что его ничем не удивишь. Пока не попал в Косово...
Полицейские здесь подвергаются самым неожиданным опасностям. Например, поначалу местные жители часто заявлялись в участок, радостно протягивая ярко-желтые натовские кассетные бомбы. Они не понимали, почему полицейские сразу прятались под стойку - некто пустил слух, что власти выплачивают деньги за сдачу невзорвавшихся боеприпасов. Пришлось даже выпустить специальный буклет, гласящий “НАТО не платит за мины!”.
По городу Джим Фэйн передвигается на красно-белом внедорожнике ‘Toyota 4Runner” - это самый удобный транспорт для невообразимо разбитых улиц Приштины. Из них только две центральные имеют названия. Остальные - безымянные. Когда патрульным нужно вызвать подмогу или "скорую помощь”, они просто называют свои координаты.
В общении между самими полицейскими часто возникает языковой барьер. Ведь здесь несут службу блюстители закона из 47 стран. Недавно возник конфликт: почему англичане и американцы не сдают экзамен на разговорный язык. Мол, тот факт, что он для них родной - не показатель. Например, прекрасно говорящий по-английски офицер из Бангладеш абсолютно не понимает полицейского из Техаса, речь которого “глушит” жуткий провинциальный выговор. “Языковой барьер еще пустяки, - сетует Фэйн. - Некоторые полицейские совершенно не умеют обращаться с оружием - оно для них атавизм. Например, ребята с Фиджи перед отъездом в Косово брали пистолеты из... своего полицейского музея”.
По мнению Фэйна, 70% разъезжающих по Косово автомобилей - краденые. “Мы даже не пытаемся с этим бороться, - говорит он. - Приходится решать более насущные проблемы”. Например, среди местного населения приобрели массовый характер бешеная езда и наплевательское отношение к знакам ограничения скорости. Пытаться накладывать штрафы бесполезно. Ведь судов, способных их взыскать, просто не существует. "Вдобавок албанцы настолько привыкли к избиениям сербскими полицейскими, что удивляются, почему мы не трогаем их при отказе платить штраф, - рассказывает Фэйн. - Взамен мы постановили, что каждый водитель, дважды превысивший скоростной лимит, лишается машины на две недели. Это действует убедительнее кулаков”.
Большинство водителей здесь разъезжают без документов. Требующий "права” полицейский обычно получает стандартный ответ: "Сожгли сербы”. Поэтому на дорогах полно подростков за рулем краденых BMW и "Mercedes”. Аварии происходят постоянно. Дальше все идет, согласно закону джунглей. Местный блюститель закона, работающий в ООНовской полиции, объясняет, что может произойти, если по вашей вине кто-либо погибнет в автомобильной аварии: “Семья покойного убьет вас или кого-нибудь из вашей семьи. Возможно, да- единственный выход - встретиться и договориться о компенсации. Если сбережений нет, лучше сразу исчезнуть из города". Часто разборки происходят прямо на месте аварии. "Вчера на улице повздорили двое водителей, - рассказывает Фэйн. - Один запустил комком грязи в машину другого. В ответ сразу получил пулю”.
Массу хлопот полицейским доставляют танкисты сил ООН. Это парни, которые вообще не признают никаких Правил, кроме одного: “Водитель танка всегда прав”.