При сжатии воздуха на входе в камеру сгорания его масса возрастает, увеличивая мощность и крутящий момент Л/ф и снижая расход топлива, тепло напряженность и токсичность ДВС. Применяют два вида наддува:
■компрессорами-нагнетателями с механическим приводом от КВ двигателя (через цепную или ременную передачу), обеспечивающими согласованную работу при всех частотах и вращениях КВ, но при этом часть мощности двигателя расходуется на привод, что увеличивает расход топлива;
■турбокомпрессорами, работающими автономно, используя давление ОГ системы выпуска.
Нагнетатели различаются по конструктивному исполнению. Так, в нагнетателях фирмы Roots роторы вращаются с частотой свыше 12 000 мин 1. Их покрывают специальными полимерами, уменьшающими зазор между ними и корпусом, а следовательно, и утечку воздуха. В результате даже при невысоких частотах вращения КВ его отдача может возрасти на 30% и более, что обеспечивает более выгодную характеристику нагрузки ДВС. Так, двигатель автомобиля Mercedes Benz объемом 2,3 л развивает момент 280 Нм уже при частоте вращения КВ 2500 мин1 и сохраняет эту величину до 4800 мин г.
В нагнетателях фирмы Linsholm воздух подается двумя параллельными винтами-шнеками, находящимися как бы в зацеплении друг с другом. Один винт — трехзаходный с выпуклыми, другой — пятизаходный с вогнутыми боковыми поверхностями. При вращении винтов в разных направлениях происходит осевая и радиальная герметизация образующихся между ними полостей, в которых воздух при перемещении вперед сжимается. Поэтому создается давление почти вдвое большее, чем в любом другом типе нагнетатели, причем при любых частотах вращениях КВ.
Геометрия винтов подобрана таким образом,
чтобы объем полости с воздухом в направлении к выходному отверстию уменьшался. Оба винта не имеют механического контакта друг
с другом. Они изготовлены из специального алюминиевого сплава и для защиты от
повреждения поверхностей покрыты слоем тефлона. Сжатый и нагретый воздух,
выходя из корпуса нагнетателя, проходит и радиатор промежуточного охлаждения,
прежде чем попасть и цилиндры двигателя. Максимальная частота вращения
нятизаходного винта 35 тыс. мин \ трехзаходного — 21 тыс. мин-1. Такая скорость
обеспечивается зубчатой передачей, соединяющей их со шкивом ременного привода.