У жесткого привода это условие не соблюдается, поэтому мотоцикл стремится двигаться по прямой и во время поворота обязательны проскальзывание и занос колеса, причем боковое проскальзывание переднего управляемого колеса наиболее вероятно, так как оно в большинстве случаев нагружено менее других.
По-иному движется мотоцикл, который имеет дифференциал в механизме привода к колесу коляски. В этом случае увеличивается устойчивость против заноса и улучшается управляемость. Тяговая сила на колесе коляски уменьшает стремление мотоцикла к повороту в сторону коляски.
Широкое распространение получила установка тормоза на колесе коляски, которое имеет общий привод с тормозом заднего колеса. Тормозная сила в этом случае действует так же, как и сопротивление качению, но во много раз может превысить его. Чтобы избежать самопроизвольного поворота в сторону коляски при торможении, желательно уменьшить плечо устойчивости. Кроме того, в механизм привода тормоза коляски вводят устройство, относительно замедляющее начало действия тормоза коляски, что дает возможность водителю быстрее реагировать на появление боковой силы.
Комфортабельность — такое качество мотоцикла, которое обеспечивает его движение с большой скоростью по дороге среднего качества без сильного утомления водителя и пассажиров.
Комфортабельность мотоцикла зависит от большого числа факторов, важнейшими из которых являются:
а) плавность движения;
б) равномерность движения;
в) мягкость седел;
г) удобство посадки;
д) защищенность от грязи, снега, пыли и т. п.
Большая часть факторов, влияющих на комфортабельность мотоцикла рассмотрена в описательной части книги. Здесь приведены только основные сведения о плавности и равномерности движения мотоцикла.
Плавность движения мотоцикла
Плавность движения мотоцикла определяется в основном его колебаниями, возникающими от действия неровностей дороги на колеса. Расчет подвески мотоцикла изучен еще недостаточно.
Основной трудностью общего решения задачи расчета подвески мотоцикла является отсутствие критерия в измерении колебаний мотоцикла в отношении влияния их на организм человека.
Кроме того, решение этого вопроса, как и решение вопросов устойчивости, осложняется тем, что мотоцикл представляет собой систему с большим количеством степеней свободы.
Трудность при исследовании воздействия колебаний мотоцикла на водителя и пассажира и выборе измерителей для оценки плавности движения мотоцикла заключается в разнообразии колебаний, которым подвергается человек при движении, например, по неровной дороге.