Возможно, правительству следовало бы больше внимания уделить борьбе с криминалитетом, по-прежнему правившим бал на многих российских предприятиях. ВАЗ не был исключением. К середине 90-х годов множество различных криминальных групп контролировали значительную долю сбыта автомобилей и запасных частей, тем самым весьма усложняя, если не сказать больше, задачу восстановления прибыльности производства и изыскания средств для инвестирования новых проектов. Любые серьезные попытки руководства навести порядок в системе распределения продукции приводили к всплеску насилия и криминальной активности. Машины исчезали с завода, появляясь на торговых площадках дилеров, либо не интересовавшихся их происхождением, либо вынужденных продавать товар, поступавший от конкретных неофициальных «дистрибьюторов».
Только с началом нового тысячелетия и приходом к власти Путина государство вплотную занялось вопросами утверждения законности и наведения порядка. Правоохранительным органам удалось уменьшить криминальный прессинг на предприятие, и ВАЗ смог приступить к налаживанию четкой системы дистрибуции, к выработке маркетинговой стратегии, то есть к организации всего того, что западными производителями воспринимается как само собой разумеющееся.
Успех ВАЗ-2108 «Самара» на внешних рынках в конце 80-х — начале 90-х годов отчасти объяснялся отсутствием сопоставимых продуктов той же ценовой категории. Со временем же корейские бюджетные бренды Kia и Hyundai, а также чешская Skoda (за которой теперь стояла могучая империя «Volkswagen») значительно усложнили ситуацию в наиболее чутком к цене сегменте европейского автомобильного рынка. Дистрибьюторская сеть ВАЗа в Европе сконцентрировалась на продаже ВАЗ-2121 «Нива», бюджетного автомобиля класса SUV, конкурентов у которого по-прежнему было немного, и игнорировала новое семейство ВАЗ- 2110. Продажи «Лады» продолжались в Германии, Испании, Италии, Греции, Голландии и Франции, но на британском рынке после 1997 г. вазовские машины уже отсутствовали.