Одной из таких возможностей является установка на легковом автомобиле двигателя уменьшенного рабочего объема, который на основных эксплуатационных режимах работает с меньшим дросселированием, т. е. с большим эффективным КПД. Для сохранения скоростных и динамических характеристик автомобиля двигатель форсируется с помощью турбонаддува. 8 данном случае экономия топлива, в первую очередь, будет зависеть от степени увеличения литровой мощности двигателя при турбонаддуве.
Все многообразие известных способов наддува бензиновых двигателей можно свести к следующим видам:
газодинамический (акустический, инерционный) наддув, для создания которого используется энергия волнового движения газов во впускном и выпускном трубопроводах;
турбонаддув, создаваемый путем использования энергии отработавших газов;
наддув, создаваемый нагнетателем с механическим приводом от коленчатого вала;
комбинированный наддув, для которого используются различные сочетания указанных выше способов.
Наибольшее распространение на автомобильных двигателях получили газодинамический наддув и турбонаддув. Например, в 1990 г. среди двигателей легковых автомобилей с рабочим объемом цилиндров от 1200 до 1500 см3 турбонаддув имели 27 % общего числа всех моделей,
С помощью управления турбонаддувом решаются основные задачи:
ограничение давления наддува с целью лимитирования максимальных нагрузок на детали кривошипно-шатунного механизма от газовых сил и снижения тепловой напряженности;
устранение детонации;
улучшение характеристик двигателя на режимах разгона автомобиля.
Кроме того, управление наддувом дает возможность решать и другие задачи, например, компенсацию потери мощности с подъемом на высоту.