Один из вариантов ультразвукового расходомера разработан фирмой „Фиат" (Fiat). Его действие основано на измерении интервала времени между моментом возбуждения УЗ-Импульса в некоторой точке впускного тракта и моментом его приема датчиком, расположенным на известном расстоянии от этой точки. Полученный от датчика сигнал обрабатывается электронным блоком с учетом давления и температуры потока, в результате чего выходной сигнал расходомера пропорционален массовому расходу воздуха.
Достоинства ультразвуковых расходомеров состоят в линейности характеристики, отсутствии движущихся и препятствую щих потоку частей, в высоком быстродействии. Погрешность измерения расхода у этих устройств составляет ±(2...5) %.
Основная трудность для применения указанных расходомеров заключается в том, что они измеряют скорость движения потока, осредненную на длине пути, который проходит ультразвуковой луч от излучателя до приемника. С целью получения точного значения объемного расхода необходима стабилизация потока на измерительном участке трубопровода. Но и при данном условии наблюдается зависимость показаний расходомера от числа Рейнольдса.
Другой источник погрешности - зависимость скорости ультразвука на измерительном участке от температуры, вязкости, состава и давления потока Определенную погрешность могут вносить посторонние ультразвуковые излучения (вибрация деталей двигателя).
Кроме того, ультразвуковой метод измерения расхода характеризуется большой сложностью вторичной аппаратуры, а следовательно, высокой стоимостью. Вследствие перечисленных особенностей ультразвуковых расходомеров их широкого применения в автомобильной технике ожидать не следует.