Чего греха таить — слишком много. Каждая смена штурмана — это большая проблема. О первом штурмане я уже говорил. Потом мы долго ездили с Виктором Черновым - инспектором ГАИ, с ним мы выиграли первый чемпионат. Потом был Генна- дий Воронов — наверное, лучший из всех моих штурманов. Затем — Андрей Староверов, который сейчас сам выступает, после справа один из ярославских «олигархов» ездил — Александр Кочарский. А три года назад мы встретились с Сергеем Козловым, с которым сотрудничаем по сей день. Я ничего плохого не могу сказать о тех, с кем я ездил, но идеального штурмана, такого, который бы меня оградил от всех проблем — не было. Ведь если профессионально подходить к делу — то водитель должен думать только о гонках, об управлении автомобилем. Слава богу, сейчас, сотрудничая с Ситроеном, хоть обязанности механика не приходится исполнять. А во время езды на «восьмерках» со спецучастка приезжал — и сразу под нее, все технические проблемы приходилось решать самому.
В последнее время вы нечасто бьете машины. Но раньше, наверное, без аварий не обходилось?
Что было — то было. Но тяжелых аварий только две. Первая — на Белых ночах в середине 90-х, когда я впервые поехал ни моторе «1600» за владимирский клуб РУСО. Помню, первым шел Лядухин на Мазде, а я ехал шестым в абсолютном зачете. И что-то подумал — надо еще быстрее ехать. Чтобы поднять максимальную скорость, обул колеса большого диаметра — Снежинку. Боюсь, что именно она меня подвела. В одном из поворотов на скорости за 130 машину стащило на обочину. Еще, наверное, сказалась моя привычка до последнего бороться — я все пытался остаться на дороге, а надо было на самом деле уже кювет искать помягче. Почти что выбрались, но влетели в отсыпку под дорожный знак — как якорь бросили.
«Так дали, что белки на капот посыпались!» Я опять об ремни ребра сломал, месяца два. наверное, не мог руку поднять... Кстати. у нас не было ни одной аварии, в которой бы мы списали автомобиль — каждый раз его восстанавливали. Когда недавно на ралли Президент кувыркались, думал все — наконец-то наша «восьмерка», 1994 года выпуска, отъездилась, бедолага. Ан-нет — теперь еще племянникам досталась.
А во время соревнований часто случается самого себя напугать?
Нет, хотя перед соревнованиями, когда смотришь список участников, какое-то давление на психику, легкая детонация есть. Но как только включается секундомер — все куда-то пропадает, уже ничего не боишься — вперед и все!