Установив коленчатый вал в блок, а сверху - крышки коренных подшипников, необходимо равномерно затянуть болты крышек динамометрическим ключом. Момент затяжки указывается в литературе по ремонту конкретного двигателя. При отсутствии таких данных следует ориентироваться на диаметр D резьбы болтов - момент обычно составляет -D. Затягивать болты следует в 2^3 приема, постепенно увеличивая момент затяжки болтов одновременно на всех крышках.
У двигателей с дополнительными боковыми болтами крышек подшипников эти болты окончательно затягиваются сразу после предварительной затяжки основных болтов. Нарушение порядка затяжки приводит к деформации постелей и повреждению подшипников.
После затягивания болтов проверяется легкость вращения вала. Вал должен вращаться "от руки" при проворачивании за хвостовик и задний фланец. Если провернуть вал не удается, следует завернуть в соответствующие резьбовые отверстия маховика два болта и установить между ними рычаг длиной 0,6н-0,8 м. В зависимости от усилия проворачивания вала можно предварительно установить причину заедания зала
Тугое страгивание и относительно легкое вращение вала свидетельствует о недостаточном зазоре в подшипниках. Малый зазор может быть следствием загрязнения поверхности постелей перед установкой вкладышей, наличием заусенцев на краях поверхностей постелей, а также искривления постелей или деформации коленчатого вала. Невозможность страгивания вала говорит о натяге в подшипниках, в то время как тугое страгивание и тугое вращение - о задевании щек коленчатого вала за опоры блока, слишком широких вкладышах, заходящих рабочей поверхностью на галтели у краев шеек, недостаточном торцевом зазоре в упорных подшипниках или других аналогичных причинах. В подшипнике, в котором наблюдается заедание, масло, нанесенное перед сборкой, заметно чернеет уже после нескольких оборотов вала, что позволяет быстро найти место заедания.
Независимо от характера заедания вала необходимо разобрать подшипники и устранить причину заедания. Недостаточный зазор в подшипниках хорошо заметен по блестящим участкам на рабочей поверхности вкладышей.
При правильной геометрии блока и вала и качественных вкладышах заедание возможно только вследствие местных дефектов на деталях, которые легко обнаруживаются и устраняются. Большая площадь заедания обычно свидетельствует об ошибках при ремонте, включая деформацию блока и вала, а также применение некачественных вкладышей. В подобных случаях необходимо еще раз тщательно проверить все детали и их геометрию.