В типах сцеплений, имеющих ведомую часть со значительным моментом инерции, принято предусматривать тормоз сцепления для облегчения переключения зубчатых колес без ударов. Мягкое переключение зубчатых колес может быть осуществлено только в том случае, когда скорости по делительной окружности двух сцепляющихся шестерен равны; но не всегда легко получить эти скорости равными.
Предположим, что желательно переключить с более высокой на более низкую передачу. Первым шагом является выключение сцепления. Автомобиль будет продолжать движение по инерции, постепенно теряя скорость вследствие трения, и по той же причине ведомая часть сцепления будет продолжать вращаться, также постепенно теряя скорость. Большое значение имеют и размеры шин. Правильно выбранный диаметр обеспечит максимальную устойчивость автомобиля и безопасную езду.
В момент выключения шестерни из зацепления скорость ведомой шестерни на вторичном валу выше скорости шестерни, подлежащей включению на промежуточном валу. Если перемена скорости производится на подъеме, что обычно имеет место, то идеальные условия зацепления быстро наступают, потому что автомобиль, и следовательно с ним шестерня на вторичном валу *, быстро теряют скорость. Условия однако будут другими, когда переключение скоростей должно быть сделано на ровном месте. В этом случае иногда проделывается операция, известная как двойное включение сцепления. Вместо того, чтобы замедлять шестерню на вторичном валу, увеличивается скорость шестерни промежуточного вала. Когда сцепление выключается и двигатель освобождается от нагрузки, он естественно увеличивает скорость. Поэтому, если сцепление включается на одно мгновение, ведомая часть получит увеличение скорости и вызовет приближение к идеальной скорости зацепления, что облегчает переключение скоростей.
Когда переключение производится в обратном направлении с меньшей на большую передачу, после того как сцепление выключено, ведомая часть вращается слишком быстро, и автомобиль идет слишком медленно для легкого переключения. Конечно, если сцепление хорошо выключается, его ведомая часть будет постепенно замедляться, но и сам автомобиль также будет терять скорость; поэтому условия зацепления шестерен по истечении некоторого момента времени если и улучшаются, то совсем мало. Чтобы сделать возможным быстрое переключение скоростей даже при значительной инерции ведомой часта, предусмотрен тормоз сцепления. Он состоит из части В, вращающейся с ведомой частью сцепления, которая предназначена для приведения в соприкосновение с неподвижной частью А простым нажатием педали сцепления вниз. Одна из двух сцепляющихся частей обычно имеет фрикционную обшивку. Такие тормоза сцепления (или остановы сцепления, как они называются в Англии) если и применяются с одно дисковыми сцеплениями, то очень редко, но часто применяются со сцеплениями многодискового типа.