Их не пускают в города, но без них городов и не было бы. Гигантские карьерные самосвалы предназначены для перевозки сотен тонн горной породы. Тысячи лошадиных сил, метры вместо миллиметров, мощь, превышающая комфорт. В top 10 самых больших самосвалов собраны машины, внушающие уважение.
№1 БелАЗ-75710
Модель обладатель титула самого большого самосвала в мире. Его кузов вмещает 450 тонн груза, а собственная масса – 360 тонн. Любая характеристика этого неимоверного самосвала, выраженная числами, впечатляет:
- габариты (Д×Ш×В): 21×10×8 метров;
- суммарная мощность дизельных силовых установок – 4600 л. с.;
- 5,6 тонн дизельного топлива в баке;
- 1,8 тонн гидравлического и 536 литров машинного масла;
- 8 покрышек диаметром по 4 метра и весом в пять с половиной тонн каждая;
- радиус поворота 19,8 метра при габаритной длине в 21 метр.
Сотни тонких технических решений нашли воплощение в этой уникальной машине. Поворотные мосты колёсной базы, алгоритм работы двух дизельных силовых моторов и электрических колёсных двигателей, конструкция рамы и другие инженерные решения уникальны.
№2 XCMG DE 400
Серебро в рейтинге взял не Caterpillar, а самый большой самосвал КНР – XCMG DE 400. Техническую находчивость инженеров Поднебесной сложно недооценить. Очередным её проявлением стал 400-тонный карьерный самосвал. По основным характеристикам DE 400 немного уступает победителю:
- размеры: 16×10×7,6 метров;
- собственный вес – 260 тонн;
- дизельный двигатель с 20 цилиндрами мощностью в 3650 л. с.;
- топливный бак на 4,6 тонн;
- 1,7 тонн гидравлической жидкости.
Модель оснащается прочной рамой из модульных секций. За переключение скоростей отвечает электрическая трансмиссия переменного тока, а максимальная скорость передвижения составляет 50 км/ч.
№3 Caterpillar 797F
До появления БелАЗ-75710 самым-самым карьерным самосвалом был Caterpillar 797F. При собственной массе в 260 тонн модель способна транспортировать 400 тонн породы. Такое соотношение обеспечивало низкую стоимость перевозки на тонну груза. Модель 797F обладает такими характеристиками:
- 20-цилиндровый с мощностью в 4000 л. с.;
- прочная рама из 9 литых частей;
- ёмкость топливного бака 3,7 тонн;
- скорость движения 68 км/ч.
После пяти лет обладания титулом самого грузоподъёмного самосвала 797F потеря заслуженное звание. Но от этого никак не пострадали эксплуатационные характеристики модели. Поэтому его можно назвать самым большим активно используемым самосвалом.
№4 Liebherr T 284
Строительная техника под брендом Liebherr известна и пользуется заслуженным спросом. Карьерный самосвал модели T 284 отличается соотношением собственной массы и грузоподъёмности. В его кузов помещается 363 тонны, а собственный вес авто составляет 237 тонн. Силовая установка выдаёт 4000 лошадиных сил, а габариты самосвала: 15,6×9,6×8,2 метров.
Но действительно выделяется немецкий самосвал ходовыми характеристиками. Максимальная скорость – 64 км/ч при полной загрузке, а радиус поворота – 17,2 метра. Другая отличительная черта T 284 заключается в серийном производстве. В отличие от большинства представленных с рейтинге моделей эта пошла в серию.
№5 Bucyrus MT6300AC
Упомянутая ранее компания Terex в 2010 году была поглощена концерном Bucyrus. После этого выпускающийся с 2008 года Terex Unit Rig MT6300AC получил название Bucyrus MT6300AC. Машина стоит в одном ряду другими гигантами Liebherr Т 284 и Caterpillar 797F. К выдающимся чертам Bucyrus MT6300AC относятся:
- собственный вес в 240 тонн при грузоподъёмности в 363 тонны;
- двигатель на 3,750 л. с.;
- топливный бак на 5 тонн.
При этому американская модель при несколько большей собственной массе отличается меньшими размерами от Liebherr Т 284. Габариты Bucyrus составляют 15,5×9,7×7,9 м. Максимальная скорость движения при полной загрузке равна 64 км/ч.
№6 Caterpillar 795F AC
Модель с полезной нагрузкой в 345 тонн отличается модульной конструкцией. Кузов самосвала производится в двух модификациях – с откидной заслонкой и без неё. Двигатель на 3400 л. с. Обеспечивает скорость хода до 64 км/ч. Слабое место модели – внушительный диаметр поворота – 34 метра.
№7 Komatsu 960E
Один из самых массовых «тяжеловозов» Komatsu 630Е (650 единиц по всему миру) получил развитие в модели 960E. Конструкторы модели уделяли особое внимание оптимизации расхода топлива и удобству водителя. При этом основные технические характеристики также остаются на высоте:
- полная масса – 576 тонн (327 – груз, 249 - самосвал);
- двигатель мощностью в 3500 л. с.;
- скорость движения – 64 км/ч;
- радиус разворота – 16 метров.
Габариты 960E не особо отличаются от прочих участников рейтинга: 15,6×9,6×7,3. Учитывая успех предыдущей модели, логично предположить и популярность следующей.
№8 Terex 33−19 Titan
Рекорд грузоподъёмности в 320 тонн был установлен карьерным самосвалом Terex 33−19 Titan и оставался непобитым на протяжении четверти века. По состоянию на 1974 год машина обладала уникальными параметрами:
- собственная масса тонн 231 (снаряжённая 551 тонна);
- 16-цилиндровый дизельный двигатель от локомотива на 3300 л. с.;
- габариты: 20×7,8×6,9 метров;
- трёхосевая колесная база с электромоторами в паре задних осей.
Вопреки ожиданиям General Motors, которой принадлежит марка Terex, заказов на колоссальный самосвал не поступало. Модель до 1991 года трудилась в карьерах, а с 1992 выставлена под открытым небом как музейный экспонат. Титан и поныне находится в отличном состоянии, правда с демонтированной силовой установкой.
№9 Belaz 75600
Данная модель самосвала способна транспортировать до 320 груза. Оснащается дизельной силовой установкой с мощностью в 3500 л. с при 2000 оборотах в минуту. Отличительная черта – относительно экономный расход топлива. Двигатель с полезным объёмом в 78 литров способен работать на протяжении 16-ти часов на полной заправке топливного бака.
№10 Hitachi EH50000AC-3
Модель самого большого самосвала от Hitachi была представлена публике в 2012 году на выставке MINExpo International в Лас-Вегасе. 16-тицилиндровый двигатель выдаёт 2700 лошадиных сил. Масса самосвала составляет 235 тонн, а полезная нагрузка – 316 тонн. При таких параметрах машина развивает скорость до 65 км/ч. Радиус разворота составляет 15 метров. То есть, при несколько меньшей полезной нагрузке японо-американский (создан после поглощения компании Euclid концерном Hitachi) тяжеловес отличается манёвренностью и высокой скоростью.
Грузоподъёмность – конечно, основной параметр самосвала. Но далеко не универсальный. В плане целесообразности лучше отталкиваться все же от особенностей конкретного производства. В одних случаях самой подходящей будет наиболее манёвренная модель, а других превалирует экономный расход топлива.
Статья подготовлена специалистами компании «Сфера». Информация о компании.