Сообщая о первых отечественных и зарубежных автомобилях, получивших «Одобрение типа транспортного средства», мы еще не знали, что председатель Госстандарта России С.Ф. Безверхий назначил пресс-конференцию на тему «Сертификация продукции: безопасность и качество». Главной целью мероприятия было ознакомление журналистов с работой по исполнению Закона РФ «О защите прав потребителя». В преамбуле мы имели возможность ознакомиться с деятельностью некоторых лабораторий центра «Росс- Тест» и продукцией, качество которой уже оценено заветной бумагой (в том числе с любопытными отечественными противоугонными системами). На первый взгляд, все выглядело замечательно, за исключением пустячка — экономической и потребительской целесообразности процедуры в значительной ее части.
Так, с гордостью рассказывалось об испытаниях немецких холодильников. По- моему, с тем же успехом можно проверять, режет ли алмаз стекло. Что же касается автомобилей, то мной был задан прямой вопрос: «Как может быть, что ГАЗ, ВАЗ и АЗЛК сертификаты имеют, a Mercedes-Benz нет, и не видит ли в этом г-н Безверхий явного нонсенса?», на что последовал не менее прямой ответ: «Товаропроизводитель должен сам доказать, что для него этот сертификат — лишний».
Для себя я этот шедевр казуистики расшифровал так: то, что у тебя нет горба, ты не плюешься, не питаешься верблюжьей колючкой, постоянно нуждаешься в воде и песок видел только в песочнице, отнюдь не означает, что ты — не верблюд. Вот отдайся нам со всеми потрохами да еще заплати за наши труды праведные.
Справедливости ради необходимо отметить, что низовые структуры, непосредственно занимающиеся испытаниями (главные — Дмитровский полигон и НАМИ), более приближены к реальности. В частности, с их подачи все иномарки, имеющие «Одобрение типа...» ЕЭК ООН могут при запросе дилера получить аналогичный документ временного действия, действующий, однако, лишь до конца года. Что дальше — пока не ясно. Несколько сложнее ситуация у «неевропеизиро- ванных американцев», не подписавших Женевского соглашения от 1958 г. и использующих, к тому же, неметрическую размерную систему.
Далее, было бы неверно описывать ситуацию с обязательной сертификацией одними черными красками. Так, при НАМИ создан Испытательный центр, определяющий пригодность к эксплуатации отдельных узлов. Есть свои проблемы и у него (в частности, до сих пор не утверждена номенклатура подлежащих сертификации узлов). Однако конкретная польза от деятельности ИЦ уже есть — например, забракованы некоторые колесные диски из легких сплавов. Там же проверено семейство отечественных нагнетателей, но уже с положительным результатом.
Так что в активе Госстандарта есть, безусловно, положительные начинания. Хорошо бы только, чтобы там перестали ссылаться на мировой опыт — ведь эта практика более всего напоминает избиение дохлой собаки сломанной палкой. Или — бичевание соотечественников.