— Я думаю, мы должны совместными усилиями разработать технику управления автомобилем в условиях соревнований. Создать методику, как обучить гонщиков этим приемам. Во всяком случае, не дело, что наши гонщики до сих пор самоучки и никто не может подсказать им, хорошо или плохо, правильно или не правильно они разгоняются, тормозят, проходят повороты и трамплины. Но это дело будущего. Если хотите, считайте это домашним заданием вам до следующего сбора. Давайте думать вместе. А темой сегодняшнего дня хочу сделать совершенствование работы штурмана.
Карлов сделал паузу. Все удивленно подняли головы, кое-кто даже хмыкнул.
— К чему здесь штурман? — послышался робкий вопрос.
— Да, да. Именно с его роли в спортивном результате я хочу начать. Приведу два высказывания известных гонщиков по этому вопросу: "Мне все равно какой мешок возить на правом сидении", - сказал Владимир Бубнов, когда Чертов предложил ему ехать с другим штурманом. По рядам прошелся легкий смешок.
— А чемпион Европы Рауно Аалтонен определил роль штурмана по-другому "Если я выигрываю ралли, то это заслуга штурмана. (Снова разноголосый шум пробежал по аудитории). Так как он мне правильно указал дорогу и подсказал как надо ехать. Если я проиграл ралли, то это моя вина, потому что я не смог ехать так, как мне говорил штурман".
Карлов оглядел аудиторию и продолжал:
— Почему такая разница в оценке работы штурмана? Почему Бубнову он нужен для веса, для счета (Без штурмана не отметят карту на КВ), а Аалтонен готов посвяти ть ему свой результат?
— Володя еще не был Чемпионом Европы и у него не выросла щедрость, — пробасил важно Александр Карамышев один из первых раллистов в Союзе.
— Нет не в щедрости, очевидно, здесь дело, — продолжал Карлов, — а в разной работе, которую выполняет' штурман Бубнова и Аалтонена.
— Так можно договориться, что штурман главная фигура в экипаже, — удивленно произнес Гурам Тваури. гонщик из Грузии.