Факторы, вызывающие увеличение радиуса кривизны траектории, назовем стабилизирующими, а факторы, уменьшающие радиус кривизны траектории, – дестабилизирующими. Наличие стабилизирующих факторов в определенных пределах благоприятно влияет на устойчивость движения автомобиля.
Стабилизирующие факторы могут быть естественными или искусственными, созданными с помощью различных конструктивных мероприятий. Естественным стабилизирующим фактором является упругий стабилизирующий момент шины. К конструктивным мероприятиям, вызывающим стабилизирующий момент на управляемых колесах, следует отнести установку шкворней поворотных цапф с наклоном в продольной и поперечной плоскостях.
Смещение силы Т для ведомого колеса в направлении от центра контактной площадки к центру поворота можно объяснить следующим образом. В результате расположения точек контактной площадки на различном удалении от центра поворота они при качении колеса должны были бы перемещаться с различными скоростями относительно опорной поверхности http://fortrent.net/arenda/catalog/generatory/. Если допустить, что скольжение в месте контакта отсутствует, то все точки контактной площадки остаются неподвижными относительно опорной поверхности, что вызывает упругие деформации шины, различные в разных точках. У элементов шины, расположенных слева от средней линии контактной площадки, эти упругие силы направлены в сторону, противоположную движению; у элементов шины, расположенных справа от средней линии контактной площадки, упругие силы направлены по движению. Складываясь с силами сопротивления движению, направленными против движения, упругие силы дают результирующую Т, приложенную, как показано на схеме. При смещении силы относительно центра контактной площадки создается момент, стремящийся уменьшить кривизну траектории движения колеса, т. е. стабилизирующий момент. Однако величина этого момента при движении автомобиля с большим радиусом поворота незначительна и ею можно пренебречь.