Встречается и тип специалистов, которых многолетняя работа в технической службе ничему не научила и которые уверены в универсальности своих прошлых знаний. Критике подобных специалистов посвящена статья-фельетон заведующего отделом технического обслуживания и ремонта журнала «Флит Оунер» Джима Бэлда «Старые методы руководства технической службой». Статья написана в форме интервью с техническим руководителем некой транспортной компании мистером Ж., который начал с шофера, работал механиком и дорос до технического руководителя фирмы.
В 9 ч утра, когда на линию еще не вышли 50 грузовых автомобилей, мистер Ж. проводил в своем кабинете совещание. На вопрос Д. Бэлда о специальном образовании, мистер Ж. ответил, что после семи классов он окончил «университет пинков».
Кабинет мистера Ж. был таким же чистым, как и канавы в хозяйстве, на дне которых виднелись вода и масло. Ни книг, ни журналов. Перед столом на стене лозунг: «Думай!». Мистер Ж. не читает специальных журналов, полагаясь на свой собственный опыт. Во взаимоотношениях с кадрами он придерживается следующих принципов. Во-первых, не гонять людей (речь идет о нормах, контроле и т. д.): после окончания определенной работы механик идет в бокс, где хранятся заявки водителей на ремонт, и берет ту, которая лежит сверху. Во-вторых, применять простую систему оплаты: рабочие получают федеральный минимум заработной платы, а механик I класса доплату в размере 2 долл, в час. В-третьих, отсутствие ограничений на сверхурочные работы. В-четвертых, в качестве поощрительной системы — разрешение механикам ремонтировать и заправлять собственные автомобили в автохозяйстве. В-пятых, при поступлении нового рабочего его прикрепляют к опытному механику. Этим, по словам мистера Ж., предприятие добивается преимущества: два человека сделают ту же работу вдвое быстрее.
Одним из недостатков предприятия, на который обращает внимание автор статьи, является многомарочность (пять марок грузовых автомобилей). При приобретении запасных частей мистер Ж. придерживается принципа количеством поболее, ценой подешевле.
«Я не верю в механизированный учет и компьютеры, — говорит мистер Ж., — поэтому мы держим на учете двенадцать человек, которые все делают вручную». Вся система технического обслуживания в компании сводится к следующему. Смена масла через 16 тыс. км, а масляных фильтров через 32 тыс. км, проверка давления в шинах — при каждой заправке топливом.
«Мы экономим время на контроле давления в шинах и не верим, что в дороге нужно проверять шины каждые 80 км. Кроме, того, пониженное давление в шинах передних колес создает комфорт для водителя» и т. д.
Заключительную часть интервью приведем полностью. На вопрос Д. Бэлда, что может пожелать мистер Ж., имеющий 42-летний опыт работы, молодым руководителям, начинающим работать в области технического обслуживания и ремонта, последний ответил: «Технический руководитель должен знать все стороны дела. Например, если водитель жалуется, что двигатель «не тянет», попробуй заменить привод спидометра с тем, чтобы спидометр показывал большую скорость. Никогда не применяй первым чего-либо нового, пусть другие сначала попробуют. И последнее, пусть все знают, что у вас в руках большая дубина, и вы не испугаетесь применить ее».
Высмеивая кредо «сильного» и некомпетентного руководителя, Д. Бэлд тем не менее не оставляет места для сомнения, что мистер Ж. представляет хотя и меньшинство, но весьма многочисленное.