Применение средств электроники позволило перейти в ряде случаев к программно-адаптивным системам. Основным фактором, стимулировавшим применение указанных систем, явилась необходимость уменьшения токсичности отработавших газов с помощью трехкомпонентного нейтрализатора, который эффективен только при стехиометрическом составе горючей смеси. Обеспечить в условиях эксплуатации стехиометрический состав горючей смеси оказалось возможным только при введении обратной связи с помощью датчика кислорода, установленного в выпускном трубопроводе. Другим стимулом для применения программно-адаптивных систем явилось стремление предохранить двигатель от разрушительного действия детонации. Большое число факторов, влияющих на возникновение и интенсивность детонации, делает программно-адаптивную систему подавления детонации наиболее эффективной особенно при применении меэтилированных бензинов, так как соединения свинца „отравляют” каталитические нейтрализаторы.
Программно-адаптивные системы по критерию детонации получают с каждым годом все большее распространение.
Программно-адаптивные системы применяются и в двигателях с наддувом и другими устройствами регулирования газообмена.
Системы с адоптивным управлением. Такие системы являются наиболее высоким уровнем автоматизации управления циклами двигателя.
Системы с интеллектуальным управлением. Это группа систем ближайшего будущего, которые уже начинают появляться и, видимо, скоро займут ведущее место в системах управления двигателем и автомобилем.