— В Эстонии всегда штурман был на первом месте. Он даже в списках участников записан первым, — возразил ему Уно Аава, участник марафона Лондон - Сидней, один из первых раллистов, удостоенных высокого звания "Заслуженный мастер спорта".
— Нет, дело не в том. кого записать в экипаже первым. Надо чтобы каждый внес максимальный вклад в результат. Вот тут и возникает вопрос: все ли делает штурман на самых важных участках ралли, где требуются предельные режимы, чтобы помочь гонщику?
— Как всегда, следишь, чтобы не заблудиться. — промолвил Гунар Хольм и добавил, — Ну. и ждешь, когда все это кончится, чтобы отметить карту.
— А надо помогать гонщику ехать быстрее! - подхватил Карлов.
— Я пробовал подсказывать, да Ханс кричит: "Не мешай!"
— Потому, что в ваших подсказках было много ошибок. — тянул свое Карлов.
— Он говорил мне то, что я сам вижу. Да еще не во время, — пробубнил молчаливый Ханс.
— Вот, вот, говорил поздно, да еще с ошибками. А, если без ошибок и своевременно! Но, чтобы сделать это, нужна стенограмма. Подробная до мелочей запись дороги.
— Чего? Чего? Какая стенограмма? — послышался голос.
— Представьте себе скоростной участок. Штурман читает стенограмму и как бы развертывает перед гонщиком еще не видимый ему кусочек трассы. А гонщик несется по дороге, руководствуясь не тем, что видит, а тем. что слышит от штурмана. Он еще не вошел в поворот, еще не видит глазами его крутизны, а уже на нужный угол поворачивает руль, включает нужную передачу, расчетливо выставляет машину.
— Какой дурак будет ехать, не видя дороги? - снова послышался голос.
— Скоростная стенограмма - это полное и исчерпывающее описание дороги. А вот научиться, писать и читать стенограмму и будет задачей нашего сбора.
Ответственность и насыщенность тренировки, в связи с необходимостью писать стенограммы, многократно повысилась, и работы экипажам хватало.
Карлов, чтобы посмотреть работу всех экипажей, применил свою излюбленную тактику "скользящего тренера". Когда, проехав некоторое время на заднем сидении одного экипажа, он просил остановить автомобиль, выходил на дорогу и ждал, пока подберет его очередной.
И он решительно открыл багажник своего автомобиля, достал буксирный трос и вышел на шоссе, высоко подняв руку. Вскоре притормозил грузовик...
— Дружище, подсоби выдернуть автомобиль...
Пожилой водитель молча подрулил. Карлов набросил буксир...
— Куда тащить? - деловито осведомился шофер.
— Как стоишь, так и протащи десяток метров, — ответил Карлов, стоя рядом с чужим автомобилем.