Рост цен на автомобильное топливо в России может приостановиться
14 Февраля 2011
Ситуация вокруг значительного роста цен на автомобильное топливо в России беспокоит не только рядовых автовладельцев. На прошлой неделе проблему активно обсуждали в верхах – на совещании по итогам работы топливно-энергетического комплекса (ТЭК) с участием премьера В. Путина и на заседании Президиума правительства. Не осталась в стороне и Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Как это ни парадоксально, но даже при том, что в прошлом году Россия стала мировым лидером по добыче нефти (505 млн т.), стоимость бензина и дизтоплива в стране стремится вверх. Как подчеркнул глава правительства, с декабря 2010-го по январь 2011 года рост цен на дизельное топливо составил более 35%. Его средняя цена в январе превысила 28 тыс. руб. за тонну.

Премьер подверг сомнению обоснованность роста цен, а также тот факт, что более 50% увеличение цен вызвано ростом спроса. “Не хотелось бы думать, что причина скачка цен такая банальная – просто грубо извлечь необоснованную максимальную прибыль,” – отметил премьер. “В этой связи даю команду ФАС незамедлительно начать антимонопольное расследование по любым фактам необоснованного завышения цен на топливо,” – добавил он.

Уже 9 февраля ФАС приняла решение о возбуждении дел в отношении трех крупнейших российских нефтяных компаний – ОАО «Газпром Нефть», ОАО «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть» по признакам нарушения антимонопольного законодательства. У антимонопольной службы также имеются вопросы и к ОАО «ТНК-ВР», ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «АНК «Башнефть».

Стоит напомнить, что ФАС России в 2008-2009 гг. уже рассмотрела «две волны» дел в отношении ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром нефть» и ОАО «ТНК-ВР Холдинг» о нарушениях антимонопольного законодательства на федеральном рынке нефтепродуктов.

Суммарный объем штрафов, перечисленный в бюджет РФ нефтяными компаниями в 2010 году, составил порядка 5 млрд. рублей, а в 2011 году ожидается поступление ещё большей суммы с учетом принятых судебных решений по «первой волне» и «второй волне» дел.

Но еще до совещания по ТЭК ряд нефтяных компаний снизил отпускные цены с НПЗ («Сургутнефтегаз» – на 2 тыс. руб., «Роснефть» – на 1,5 тыс. руб., есть снижение и у компании «Лукойл»). Однако «пока нет реакции ни от “Газпром нефти”, ни от “ТНК-ВР”», заключил В. Путин.

После этих слов руководители компаний «ТНК-ВР менеджмент» и «Газпром нефть» пообещали снизить цены, что в тот же день и сделали (снижение цен у обеих компаний составило 1,5 тыс. руб. за тонну). Чиновники ожидают, что цены на независимых АЗС снизятся через несколько дней. http://www.automarket.su/news/view/aktsija-protiv-rosta-toplivnyh-tsen, что на прошлой неделе ряд иркутских АЗС уже скорректировал вниз цены на Аи-92 и зимнее дизтопливо. 

Но ближайшая и основная цель – сделать механизм ценообразования максимально прозрачным. Заместитель руководителя ФАС А. Цыганов предложил в этой связи ряд мер: введение формулы цены (индикатора), а также усовершенствование правил биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами. Важно, что цена на внутреннем рынке нефтепродуктов должна определяться с учётом цен на мировом рынке за вычетом таможенных сборов, акцизов и транспортной составляющей.

В конечном итоге снижение цен на топливо должно быть таким, чтобы «конечный потребитель почувствовал это на своём кармане и чтобы это видно было на заправках», подчеркнул глава правительства.

Упомянули и о мерах технического характера: формировании резервов на нефтепродукты для сглаживания сезонных колебаний и необходимости согласовывать планы проведения текущего ремонта на НПЗ (чтобы исключить одновременную остановку заводов). Наконец, о мерах по поддержке отрасли. «Нефтянка» несет высокую налоговую нагрузку и, по выражению премьера, «фактически субсидирует другие отрасли экономики», поэтому она не должна нести дополнительные издержки. Что касается модернизации нефтяной отрасли, то государство будет поддерживать глубокую переработку нефти. Заводам, на которых глубина нефтепереработки меньше 70%, запрещено подключаться к магистральным нефтепроводам. Кроме того, c этого года российские НПЗ переходят на выпуск бензина стандарта «Евро-3».

По материалам http://automarket.su/jump/link?l=http%3A%2F%2Fpremier.gov.ru%2F и http://automarket.su/jump/link?l=http%3A%2F%2Fwww.fas.gov.ru%2Ffas-news%2Ffas-news_31462.html

Фото с сайта premier.gov.ru

Как пояснил "Ъ" пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, снизить цены нефтяникам велел вице-премьер Игорь Сечин в ходе январских совещаний. По словам главы ФАС Игоря Артемьева, «компании пытались компенсировать за счет потребителей потери от введения акцизов и так далее». Одним из основных факторов по выявлению нарушений стало изъятие товара (нефтепродуктов) с рынка.

По данным ИАЦ "Кортес", в 2010 году отпускные цены на бензин Аи-80 выросли на 20%, Аи-92  на 22%, Аи-95  на 18%, на летнее дизельное топливо  на 36%, зимнее  на 39%. К 4 февраля Аи-80 подорожал еще на 9,4%, Аи-92  на 3,9%, Аи-95  на 3,5%, дизтопливо  на 11,6%.

У Владимира Путина уже есть опыт оперативного снижения цен в ручном режиме. В 2008 году он своими заявлениями уменьшил стоимость авиакеросина и металлопродукции, в 2009 году  цены в супермаркетах, в 2010-м  стоимость роуминга.

При этом серьезных жертв нефтяникам не понесли. Директор по развитию ИАЦ "Кортес" Павел Строков отмечает, что пик цены на дизтопливо был пройден и без вмешательства премьера. Спрос на зимний дизель снижается из-за высоких цен и поставок более дешевого аналога – дизтоплива с присадками (может использоваться при температуре до -15°С).

Источник на рынке уточнил "Ъ", что меры, направленные на ограничение роста цен на топливо, из европейских стран используют только Бельгия и Хорватия. Также цены на нефтепродукты ограничивают в Китае, однако при этом НПЗ получают субсидии от государства. Виталий Крюков из "ИФД-Капиталъ" считает, что введение предельной цены на нефтепродукты – нерыночный ход. Позитивным было бы введение формулы цены, но встает вопрос о ее составляющих, уточнил аналитик.

Но проект закона о ценообразовании уже подготовлен и через один-два месяца его внесут в правительство.

Ольга Ягова

http://automarket.su/jump/link?l=http%3A%2F%2Fwww.kommersant.ru%2Fdoc.aspx%3Ffromsearch%3D11c0155d-9e6e-4052-910d-4ae5344983a8%26amp%3Bdocsid%3D1582228

http://automarket.su/jump/link?l=http%3A%2F%2Fwww.kommersant.ru%2Fdoc.aspx%3Ffromsearch%3D11c0155d-9e6e-4052-910d-4ae5344983a8%26amp%3Bdocsid%3D1582228

Актуальную информацию о ценах на топливо на иркутских АЗС всегда можно узнать с помощью сервиса http://www.automarket.su/fuel/.

Поделиться ссылкой
Другие материалы на эту тему
Популярное на форуме
Иркутск (путеводитель)... - 20:39, 5 Февраля 2020
Автошоу в Киеве 2012... - 15:20, 1 Февраля 2020
Самуи (Путеводитель)... - 01:35, 20 Декабря 2019

Автофирмы Иркутска







Весь каталог