Требование обеспечения движения с установившимся тепловым режимом работы двигателя во всех точках графика мощностного баланса на практике привело бы к очень большим, а значит, и дорогостоящим радиаторам и к большим мощностям, потребляемым вентилятором. Экстремальные подъемы в области свыше 20 %, которые автомобиль в соответствии с его мощностным балансом может преодолеть, встречаются не так уж часто, и они настолько коротки, что при определении параметров системы охлаждения значения не имеют. Были проведены исследования, целью которых было определение репрезентативных расчетных точек, таких, чтобы охватить все практически встречающиеся в отношении охлаждения режимы движения. На основании наблюдения условий движения транспорта, проводившегося в течение длительного времени, были выделены две рабочие точки, для которых и определяются параметры системы охлаждения.
1. Автомобиль должен преодолевать 10 %-ный подъем со скоростью 25 км/ч при полной нагрузке и максимальном весе прицепа при непрерывном режиме работы.
2. Автомобиль должен иметь возможность двигаться с указанной в его технической характеристике максимальной скоростью без ограничения по времени.
Дополнительно к указанным условиям вводятся следующие ограничения: разность температур воздуха и воды на входе в радиатор при движении на подъем и движении с максимальной скоростью не должна превышать соответственно 80 и 65°С. Указанные условия в полной мере отражают европейские условия эксплуатации при использовании общепринятых в настоящее время систем охлаждения, теплоносителем в которых является циркулирующий под давлением антифриз.
На рисунке, например, показан график мощностного баланса автомобиля А с двигателем мощностью 66 кВт, предназначенного для эксплуатации с прицепом; при определении размеров радиатора дополнительно была учтена кривая сопротивления для движения без /go прицепа по ровной местности; расчетные точки обозначены Aj во и А2. Значение коэффициента cw было принято по Бове, причем в качестве характерной 0 4,0 80 120 Lo,KM площади поперечного сечения использовалось поперечное сечение автопоезда (автомобиля с прицепом). Из рисунка видно, что в случае движения на подъем (А,) необходима мощность примерно 23 кВт, которая на первой передаче достигается при частичной нагрузке двигателя. В расчетной точке А2 мощность составляет 66 кВт.