Допустимые напряжения для нажимных пружин сцепления, изготовленных из пружинной проволоки марки B-II по ГОСТу 5047-49, рекомендуется брать в пределах 6000—8000 кг 1см2.
Однако в выполненных конструкциях мотоциклов напряжения в пружинах сцепления изменяются в очень широких пределах от 4500 до 12 000 кг/см2.
Для вала, на котором крепят сцепление, необходимо найти суммарное напряжение в опасном сечении при одновременном действии всех нагрузок. Вал сцепления мотоциклов является или цапфой коленчатого вала, или первичным валом коробки передач, поэтому его рассчитывают по результирующей нагрузке, действующей на вал в том механизме, деталью которого он является.
Механизм управления сцеплением. При расчете определяют необходимое передаточное число привода механизма управления. Расчеты в любой ситуации важны. Передаточное число ручного рычага сцепления равно 3,5 4, расчетная сила на рычаге 3—5 кг (без учета к. п. д. механизма привода). При выключении сцепления надо обеспечить зазор между трущимися поверхностями не менее 0,25—0,5 мм
для многодискового сцепления, работающего в масле, и 0,5—0,75 мм
для сухого сцепления. В среднем передаточное число привода можно принять равным 20.
В расчете привода на прочность максимальную силу, приложенную к рычагу, принимают равной 20 кг. Передаточное число рычага сцепления изменяется в малых пределах, а наиболее слабым местом гибкого троса управлением сцепления являются опаянные оловом наконечники, поэтому трос не рассчитывают на разрыв. Для управления сцеплением применяют трос диаметром 2,16 мм.
Сцепление на нагрев не рассчитывают, так как точность расчета невелика. Основной причиной этого являются значительные трудности в получении исходных данных, требующих лабораторных исследований. Кроме того, время буксования сцепления зависит от квалификации водителя и эксплуатационных условий. Поэтому более целесообразны лабораторные испытания сцепления, которые обеспечивают получение необходимых данных по нагреву сцепления в зависимости от времени буксования, его числа оборотов и передаваемого крутящего момента.
При проектировании коробки передач:
а) определяют число ступеней и передаточные числа, которые обеспечивают мотоциклу необходимые тяговые качества в заданных условиях эксплуатации;
б) рассчитывают ее на прочность, жесткость и износ.