"С момента аварии на японской АЭС таможни Дальнего Востока выявили 535 радиационно-опасных объектов, прибывших из Японии. При этом 310 радиационных объекта органами Роспотребнадзора были запрещены к ввозу на территорию России, 206 объектов были выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой", – цитирует Фанина агентство «РИА Новости».
С начала текущего года, по данным представителя таможенного контроля, в портах Дальнего Востока было выявлено 47 объектов с повышенным радиационным фоном. Точной статистики по поступлению «фонящих» машин и запчастей Фанин не привел, но отметил, что их количество пока не уменьшается.
Глава отдела таможенного контроля ДВТУ подчеркнул, что все подобные объекты были отправлены обратно в Японию. Отправка производится в соответствии с постановлением Роспотребнадзора.
Часть автомобилей и деталей прошли дезактивацию в Приморье. "За весь период очищено было 52 автомобиля – это как легковые, так и грузовые, два катера, один погрузчик, один экскаватор, один двадцатипятитонный кран и 100 мопедов, ну и плюс какие-то запчасти в виде распилов машин, агрегатов", – рассказал присутствовавший на пресс-конференции Виталий Алданов, заместитель директора компании «Примтехнополис», которая занимается ликвидацией радиоактивных загрязнений в регионе.
По его данным, первое время поступали машины с поверхностным загрязнением, позднее стали приходить автомобили и с загрязнением внутренних деталей. "Вначале обусловлено это было выпадением осадков, то где-то в середине года стали появляться машины, у которых грязь была под арками колес, в воздушных фильтрах и в радиаторе. То есть это уже говорит о том, что машины бегали по зараженной территории, и были проданы кому-то, кто их привез сюда", – пояснил Алданов.