В маркетинговые агентства часто требуются «Тайные покупатели». Но что подразумевается под этой вакансией и как выглядит профессиональный портрет такого сотрудника? Какую работу ему предстоит выполнять и можно ли сделать ее основной? Обо всем этом пойдет речь далее.
Изучив вакансии «Тайный покупатель», можно заметить, что работодатели не указывают возрастные ограничения, не требуют конкретного образования, а половая принадлежность не имеет значения. Из пришедших анкет, маркетинговое агентство составляет базу данных, а потом подбирает Mystery shopper в соответствии с требованиями, выставленными компанией-заказчиком. Однако на практике, профессиональный портрет «Тайного покупателя» выглядит так: человек с высшим образованием в возрасте от 25 до 45 лет с опытом работы и постоянным доходом. Особенно высоко ценят тех претендентов, которые хорошо разбираются в определенной области. Для них предусмотрена более высокая оплата.
Чтобы повысить шансы на получение должности Mystery shopper, следует:
- обладать знаниями в области мерчендайзинга и продаж (преимущество для соискателя – опыт в этих сферах);
- быть мобильным (желательно наличие личного автомобиля);
- иметь опрятный внешний вид;
- обладать хотя бы минимальными знаниями в психологии;
- владеть компьютером;
- обладать такими личными качествами, как наблюдательность, ответственность, коммуникабельность, пунктуальность (для повышения эффективности маркетингового исследования).
При приеме на работу маркетинговые агентства просят посетить тренинги и сдать тесты.
Оплата и занятость
«Тайному покупателю» чаще всего приходится совершать визиты в точки продаж (обслуживания), совершая в них покупку товара/услуги. Посредством этого необходимо выяснить, соблюдает ли персонал принятые стандарты обслуживания, должностные инструкции, правила возврата и так далее. Поэтому Mystery shopper нередко приходится выступать в качестве конфликтного клиента, требовать вернуть деньги за купленный товар или услугу, вести аудио- или видеозапись. После посещения точки обязательным является составление отчета по специальной форме,где предстоит дать объективную оценку поведению персонала.
Mystery shopper может проводить проверки и другими способами. Иногда требуется совершить телефонный звонок, отправить письмо по электронной почте или посетить точку без совершения покупки с целью оценки организации в ней торгового пространства. Все зависит от конкретных целей заказчика.
Что касается занятости «Тайного покупателя», то она неполная. Вот почему такая должность не предусматривает фиксированной месячной зарплаты и отличается гибким графиком. Вы получаете деньги только за нанесенный визит в точку продаж (обращение по e-mail, телефону и так далее) в удобное для себя время (в некоторых случаях оно оговаривается заказчиком). Иногда такие проверки приходится совершать несколько раз в день, а порой нужно ждать следующего приглашения на работу неделю или даже месяц. Соответственно, в качестве основного заработка Mystery shopper не подходит, но такая должность станет интересным дополнением к существующей работе.