Продажи новых легковых
и легких коммерческих автомобилей в России за первые восемь месяцев 2010 года выросли на 14%, или на 139 085 штук по сравнению с тем же периодом в 2009
году, по данным
В первой десятке по объемам реализации оказались бренды, показавшие весьма различную динамику продаж. Наибольший результат – у АвтоВАЗа: с начала года было продано 317693 «Лады» (+32%), а в августе – 45094 (+55%). Более высокий прирост продемонстрировали марки Daewoo (+35% с начала года и +104% в августе), Kia (+62% и +92% соответственно), а также бренды вне первой десятки – Сhance (+393% и +82% соответственно), ТагАЗ (+198% и +18% соответственно), Isuzu (+315% и +1160% соответственно), Chery (+159% и +61% соответственно) и др. В десятке лидеров по моделям среди легковых автомобильных марок, наиболее продаваемых с начала года, восемь производятся в России: модели Lada (в том числе 4x4), Chevrolet Niva, Renault Logan, Ford Focus, Daewoo Matiz и Nexia.При этом тольяттинская «классика» оказалась в лидерах не только по количеству проданных машин (84803 с начала года и 16044 в августе), но и по динамике продаж (+78% и +195% соответственно).
Дэвид ТОМАС, Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ,
комментирует «Продолжающийся тренд по восстановлению рынка, несмотря на то, что
август является традиционным отпускным месяцем, – безусловно, очень
обнадеживающий знак. У нас были некоторые опасения касательно возможного
влияния смога на продажи в августе, но кроме более низкой посещаемости
автосалонов дилеров в этот и без того спокойный месяц, мы не заметили никаких
других изменений. Мы также ожидаем значительного позитивного влияния на продажи
Мартин ЯН, Вице-председатель Комитета автопроизводителей
АЕБ, продолжает: «Активный рост российского рынка дает нам основания полагать,
что продажи продолжат расти и в следующем году и не снизятся после окончания
программы по утилизации, как это было в Германии. Этому будут способствовать
вывод на рынок новых моделей российского производства, отложенный спрос,
ограничения на импорт подержанных автомобилей и низкие ставки финансирования».
Между тем аналитическое агентство
"Оживление российского авторынка
продолжается. Темп роста продаж в легковом секторе превзошел самые смелые
ожидания. Во-первых, удачно заработала программа утилизации, во-вторых,
проявился отложенный спрос, подкрепленный потребительским оптимизмом того
большинства россиян, для которых волнения и неопределенность кризисного периода
остались позади", – отмечается в
Эксперты видят два базовых сценария развития российского рынка. Первый (оптимистичный) предполагает, что никакой финансовый шторм в ближайшее время не затронет российскую экономику. «Подушка безопасности» населения в виде накопленной на счетах ликвидности, под влиянием снижения ставок по вкладам и обесценивания, будет перетекать в дорогостоящие товары, в том числе и автомобили. В этом случае в текущем году на российском рынке будет продано порядка 1,75 млн. новых автомобилей (без учета сегмента LCV), что на 22% выше прошлогодних показателей. При этом цифра в прогнозе могла быть еще выше, поскольку спрос несколько опережает предложение. Однако автомобилей в достаточном количестве в автосалонах нет. В 2011 году уровень продаж новых автомобилей превысит отметку в 2 млн. машин, а в 2013 году вплотную приблизится к рекордному уровню 2008 года (2,6-2,8 млн. шт). Если в российской экономике не произойдет никаких катаклизмов, то в 2014 году на внутреннем рынке может быть реализовано более 3 млн. автомобилей и Россия догонит ведущий европейский авторынок Германии.
Пессимистичный сценарий учитывает макроэкономический риск, который предусматривает замедление темпов восстановления мировой экономики и снижение цен на энергоресурсы. Так как рост экономики не принял устойчивого характера, сворачивание мер госстимулирования экономики в целом окажет негативное влияние и на авторынок. В этом случае прогноз на 2010 год предусматривает объем рынка в 1,65 млн. машин. В 2011 году динамика составит всего 6-7% до 1,75 млн. машин, а уровень в 2 млн. будет достигнут лишь в 2012 году.
Директор агентства "АВТОСТАТ" Сергей Целиков говорит, что в любом случае, четко видна главная тенденция – существенное увеличение доли иномарок российской сборки. "Так, если в прошлом году они обеспечили менее четверти внутреннего рынка, то уже в этом году ожидается, что доля этого сегмента вырастет до 34-35% рынка. К 2012 году на долю иномарок собранных в России будет приходиться уже чуть более 40% рынка, а к 2014 году они займут почти половину (46-48%) от общего объема реализации новых автомобилей", – говорит эксперт.