В реальных условиях эксплуатации неизбежно существенное рассогласование между программами оптимальными для данного момента и заложенными в систему, обусловленное конкретной совокупностью факторов, быстро изменяющихся в конкретной обстановке.
Степень рассогласования зависит от многих причин: технического состояния автомобиля, стиля вождения, топлива и смазочных материалов, а также других факторов, трудно или совсем не поддающихся прогнозу при составлении программы дозирования.
Успехи в бионике, кибернетике и практической реализации сложных многомерных систем управления, а также накопленный опыт электронизации автомобилей позволяют решить проблему комплексного управления важнейшими процессами, протекающими в автомобиле, прежде всего, рабочим циклом двигателя.
Проблему комплексного адаптивного управления рабочим циклом двигателя можно рассмотреть с помощь^; бионики. Известный ученый в области кибернетики академик В. М, Глушков и ряд других видных ученых полагают, что в процессе решения сложной многомерной задачи у человека организуется информационная динамическая модель проблемной ситуации, которая состоит из частных задач, отраженных мозгом. Эта модель формируется в ходе активной сознательной деятельности.
Специалисты в области технической кибернетики, физиологии и психологии на высоком научно техническом уровне рассматривают такие категории, как активная и пассивная адаптации, распознавание образа, речи, игровой ситуации и т. д.
Прошли апробацию в эксперименте сложные адаптивные системы, получившие наиболее яркое воплощение в универсальных роботах, способных не только к динамическому моделированию, но и решению сложных задач по распознаванию образа, выполнению команд без предварительного кодирования и др. Таким образом, современное состояние бионики и кибернетики позволяет с полным основанием считать постановку проблемы комплексного адаптивного управления рабочим циклом двигателя своевременной.
По аналогии с устройствами дозирования, имеющими несколько основных видов, такие системы могут учитывать несколько факторов, например, концентрацию токсичных веществ в отработавших газах, угол опережения зажигания, фазы газораспределения, температурный режим и т. п.