Наиболее обычны случаи работы шестерен на параллельных и расположенных под прямым углом валах. Когда валы параллельны, угол спирали должен быть одинаков как для меньшей, так и большей шестерни, но одна из них должна иметь левую, а другая правую спираль. В случае расположения валов под прямым углом сумма углов спирали обеих шестерен должна быть равна 90°, и обе шестерни должны иметь правую или левую спираль.
При установке спиральных зубчатых колес на параллельные валы угол спирали обычно делается не больше 30°, чтобы уменьшить осевое давление. Направление осевого усилия изменяется с направлением спирали. Когда валы располагаются под прямым углом, углы спирали обеих шестерен обычно мало отличаются от 45°. Отношение чисел оборотов двух находящихся в зацеплении спиральных шестерен равно обратной величине отношения их чисел зубьев.
Параметры шестерен в метрической системе. В странах; применяющих метрическую систему мер и весов, подсчет зубчатых колес ведется по модулю; связь между модулем и питчем выражается формулами, приведенными ниже. Все размеры берутся в миллиметрах.
История скользящей шестерни. Передача энергии от двигателя внутреннего сгорания, обладающего сравнительно малой гибкостью, к колесам автомобиля таким образом, чтобы удовлетворить требованиям изменения скорости и крутящего момента в широких пределах, всегда была трудной проблемой. Daimler и Benz, пионеры бензиновых автомобилей, применяли в их самых первых конструкциях ремни и ступенчатые шкивы. Автомобиль Daimler-a был привезен во Францию фирмой Panhard & Levassor), и после нескольких опытов с ременной передачей инженер фирмы М. Levassor ввел коробку передач со скользящей шестерней в соединении с конической муфтой, обтянутой кожей. Идея включения зубчатой передачи посредством передвижения шестерен вдоль оси сначала была оценена как грубая и неконструктивная, но после того, как передача претерпела ряд улучшений и изменений, она оказалась более удовлетворительной, чем любая другая система, но меньшей мере для более легких автомобилей, и в настоящее время она применяется почти повсюду в легковых автомобилях и также широко применяется на других типах автомобилей и на тракторах.