В Швейцарии разработан датчик, измеряющий давление и температуру в цилиндрах двигателя: горец круглого корпуса датчика 03,5 мм и длиной около 30 мм выходит сквозь канал и прокладке головки блока цилиндров в камеру сгорания.
Испытания были проведены на дизеле Volkswagen Р4х8х х1896 см3; Е = 19; Ne = 96 кВт (130 л.с.) при частоте вращения КВ 4000 мин-1 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Сравнение ученных результатов и ЭБУ с сигналом эталонного датчика-сенсора, размещенного в корпусе свечи накаливания, показали их полную идентичность.
Датчик воспламенения чувствителен к световым излучениям, возникающим при сгорании топливно-воздушной смеси в цилиндре; он состоит из световода (кварцевое стекло), выдерживающего высокую температуру, и фотодиода, преобразующего свет в электрический сигнал.
В США разработан специальный датчик-ионизатор, устанавливаемый и систему выпуска перед каталитическим нейтрализатором (КН). С I из мощью высоковольтного коронного разряда он ионизирует (насыщает отрицательными ионами) водяной пар в О Г, потребляя мощность 25 Вт. Получаемая плазма существенно повышает скорость реакций окисления в КН, и поэтому содержание СО в О Г снижается на 80%, а СН и NOr — на 50%. На работоспособность устройства наличие и процентное содержание серы в бензине не влияет.
Датчик холодного пуска легкового дизеля представляет собой свечу накаливания в виде вольфрамовой трубки, внутри которой размещены нагревательная спираль и порошок оксида магния; при подаче тока спираль раскаляется, нагревая воздух и помогая воспламенению смеси.
На ДВС применяют также контактные датчики (КД), состоящие из контактной пары (преобразователь датчика) и механического толкателя (чувствительный элемент). Они замыкают/размыкают электрические цепи и на выходе имеют дискретный сигнал «да/нет», легко преобразуемый в цифровой.
Для ЭБУ КД устанавливают как отдельные устройства, так и датчики краевых положений дроссельной заслонки в составе датчиков ее положения. Контактные датчики работают, например, в датчиках-сигнализаторах аварийного состояния систем электропитания, смазки, охлаждения и питания ДВС, а также в расходомере воздуха или как микровыключатель в электробензонасосе.