С лета 1996 г. по июль 1998 г. 14 тысяч «Самар» было выпущено — с 85%-й долей российских комплектующих — на финском заводе «Valmet», сегодня занимающемся сборкой Porsche Boxster и Porsche Cayenne. За организацией этой схемы стояло стремление повысить качество «Самар», поставлявшихся на некоторые западноевропейские рынки, и желание хотя бы малую часть машин производить подальше от царившего в Тольятти хаоса и преступного беспредела. Кузовы изготавливались, окрашивались и оформлялись компанией «Valmet», эти машины с двигателем объемом 1499 см3 можно было узнать по иной конфигурации бамперов и облицовки радиатора, а также по более качественной отделке салона.
С началом работы на проектом «Самара-2» выпускать 3-дверный ВАЗ-2113 не планировалось, но в сентябре 2004 г. машина все же пошла в серию на замену модели 2108, производство которой завершилось 11 месяцами ранее. Дилеры убедили руководство ВАЗа создать эту модель для удовлетворения спроса на компактные и доступные 3-дверные хэтчбеки.
В октябре 2006 г. АвтоВАЗ объявил о грядущем обновлении двигателей автомобилей «Самара». Машины семейства последними в ряду переднеприводных моделей ВАЗа получили самый современный заводской серийный двигатель ВАЗ-11183-20 объемом 1596 см3, впервые появившийся в октябре 2004 г. на ВАЗ-2110 и позже использовавшийся на «Калинах». Первые «Самары» с этим двигателем поступили в продажу в январе 2007 г. Машины получили обозначение ВАЗ-21134 (3-дверный хэтчбек), ВАЗ-21144 (5-дверный хэтчбек) и ВАЗ-21154 (4-дверный седан).