Вначале появились ступичные муфты, у которых переключение режимов работы осуществлял водитель. Ему требовалось для этого по- кинугь свое место в салоне и, подойдя к колесу, повернуть наружную крышку механизма, руководствуясь указателем с двумя позициями: Free (свободно) и Lock (заблокировано).
Несмотря на определенное неудобство этой операции, подобные устройства до сих пор считаются самыми привлекательными у любителей off-road'a. Причина заключается в высокой надежности муфты, которая связана с предельной простотой устройства, несмотря на появление более совершенных механизмов аналогичного назначения. Ряд фирм, производящих внедорожники, продолжают оснащать ими свои машины, особенно предназначенные для тяжелых условий эксплуатации. Так, например, первые Nissan Patrol GR (предыдущего поколения), предназначенные для российского рынка, комплектовались «ручными» муфтами, несмотря на то что в Западную Европу они поставлялись только с автоматическими.
Обратим внимание на два важных момента, связанных с данным типом муфт. В случае если машина перед остановкой, двигаясь в полноприводном режиме, долгое время тормозила (например, при спуске по длинному склону), к ручке муфты лучше сразу не прикасаться. Из-за ее естественного нагрева при работе колесного тормоза пальцы руки можно обжечь.
Важно следить, чтобы ступицы колес никогда не находились в положении Free при включенных переднем приводе и низшей передаче в раздаточной коробке. Соблюдение этих правил - гарантия долгой и безотказной работы узлов трансмиссии.