«Помешанные автомобилисты» - так называлась книга Аллена Эндрюса, которую выпустило в 1965 году нью-йоркское издательство «Липпинкотт» (Lippincott). В ней автор рассказывал о результатах своих археологических раскопок в толще автомобильной истории. А именно, раскопок всего, что сохранилось после первого трансконтинентального, как мы сегодня выразились бы, ралли- рейда Париж - Пекин 1907 года. Тогда этот пробег стал событием мирового значения.
Для нас события этого года интересны тем, что они проходили и на территории России, что, собственно, и послужило толчком для этой публикации.
«Шелковый путь» - так в прошлом веке немецкий географ барон Фердинанд фон Рихтхофен окрестил сеть караванных троп, с античных времен связывавших Восток с Западом. Историческое значение его определили не только пряности, бумага, фарфор и жемчуг, которые везли караваны, а скорее обмен интеллектуальными, религиозными и другими духовными ценностями, познаниями о истории и обычаях доселе неизвестных стран. Дороги были не только малоизвестными, но узкими, грязными и нередко труднопроходимыми, а путешествие с караваном вьючных животных - долгим и мучительным. Развитие мореплавания притушило интерес к старым дорогам. Но в конце XIX века в Средней Азии началось столкновение интересов России и Англии, да и Франция с Италией не прочь были бы вступить в игру. А в это время как раз широкое распространение получило новое средство передвижения, а с ним и новый вид спорта. Вот тогда-то четыре державы и решили победоносно пронести свои флаги через просторы Азии и Европы, где, даже за Уралом, не только автомобилей, но и флагов этих стран еще никто в глаза не видел. Идею трансконтинентальных соревнований выдвинула парижская а Matin. «Матэн» означает по-русски «утро», и а затеяла организовать рассвет всемирного автомобилизма, плавно переходящий в его расцвет.