Пусковой механизм мотоцикла М-72 состоит из педали 1, поворачивающейся в плоскости, перпендикулярной к оси мотоцикла, вала 2 с собачкой 12, возвратной пружины 4 и шестерни 3, свободно сидящей на валу и имеющей внутри храповые зубья. Собачка 12 шарнирно установлена в пазу вала 2 при помощи штифта 7. Она прижимается к храповым зубьям шестерни 3 пружиной через упор 8. Шестерня 3 находится в постоянном зацеплении с шестерней 10 первой передачи вторичного вала 5.
Во время работы двигателя шестерня 3 всегда вращается и разбрызгивает смазку, уровень которой находится ниже шестерен обоих валов коробки передач. Таким образом, трущиеся поверхности коробки передач смазываются за счет получаемого при этом масляного тумана.
Для предотвращения быстрого износа зуба собачки 12, во время работы не должно быть трения между зубом и нерабочей поверхностью храповых зубьев шестерни 3. Для этого при исходном положении вала пускового механизма и педали собачка 12 отводится от зубьев выключателем 11, представляющим собой плоскую фасонную шайбу, привернутую винтом к картеру коробки передач.
Когда повертывают педаль 1, поворачивается вал 2, собачка 12 выходит из выключателя 11, зацепляется с храповыми зубьями шестерни 3 и заставляет ее вращаться. Шестерня 3 вращает шестерню 10 и находящуюся с ней в зацеплении шестерню 9 первой передачи, выполненную заодно с первичным валом 5. При этом через сцепление приводится во вращение Коленчатый вал двигателя. После освобождения педаль 1 отбрасывается возвратной пружиной 4 в исходное положение.
Для смягчения удара при резком освобождении педали и во избежание провертывания вала пускового механизма в картере имеется пружинный буфер 13.
В отличие от мотоциклов с цепной силовой передачей (например, мотоцикл К-125) с помощью пускового механизма на мотоциклах с карданной силовой передачей нельзя пустить двигатель при выключенном сцеплении или при включенной передаче в коробке передач.
Цепная четырехступенчатая коробка передач без прямой передачи, Для поглощения неравномерности работы двигателя и смягчения жесткости карданной силовой передачи, а также для уменьшения шума шестерен (особенно прямозубых) на отдельных современных мотоциклах применяют цепные коробки передач.