За время после распада в декабре 1991 г. Советского Союза российская автомобильная промышленность произвела на свет много новых, по-разному привлекательных, по-своему интересных и уникальных машин. Производились они на политическом и экономическом фоне, столь же сложном и беспрецедентном, как и тот, что возник после октября 1917 г. Была плодовитость «Нивы»: пикапы, пикапы с двойной кабиной, дюнные багги и даже «Шевроле-Нива».
«Лада» расширила свою палитру за счет спортивных купе, супермини и мини-лимузинов. ГАЗ исследовал новую для себя сферу роскошных полноприводных автомобилей с двигателем V8. УАЗ доказал, что в состоянии проектировать и создавать SUV, которые смотрятся лучше любых японских автомобилей этого класса. И все же большинство этих машин остаются неизвестными за пределами страны, как были неизвестны и их предшественники в эпоху, когда «железный занавес» скрывал от любопытных глаз наиболее креативные творения советских конструкторов и инженеров.