Ситуация на автомобильном рынке России уже несколько лет является достаточно сложной. Несмотря на то, что падение продаж новых машин замедлилось, а кое-где даже наметился рост, большинство регионов по-прежнему находятся в минусе. К депрессивным зонам с точки зрения активности авторынка относится и Сибирь. Например, в начале 2016 года дилеры отчитались о рекордном спаде в 17%, который стал крупнейшим в стране. При этом не видны какие-либо макроэкономические факторы, которые могли бы помочь авторынку «оттолкнуться» от дна. Единственным положительным моментом можно считать некоторые государственные программы, которые позволяют дилерам хоть как-то держаться на плаву.
Существует несколько объективных причин, объясняющих причины такого невеселого положения вещей в Сибири и на Дальнем Востоке. Первой из них можно считать длительную экспансию б/у автомобилей из Японии. Даже сейчас среди частных объявлений здесь преобладают «японцы» - взгляните хотя бы на количество подобных предложений на этом сайте http://irkutsk.avtopoisk.ru. Из-за этого официальные дилеры стали осваивать данную территорию позже, чем европейскую часть РФ, соответственно, и сети у них здесь пока еще недостаточно развиты. Кроме того, играют свою роль и стереотипы. Жители зауральских регионов традиционно настороженно относятся к неяпонским автомобильным брендам.
Еще одной причиной скромных цифр в сегменте новых автомобилей является сильное давление вторички. Подержанные машины в Сибири и на Дальнем Востоке занимают безоговорочно доминирующее положение. Соотношение рынка новых и бэушных авто в этих регионах самое высокое по стране – практически десятикратная разница в пользу техники с пробегом (а для Дальнего Востока этот показатель и вовсе достиг уровня 50:1). В среднем же по России это соотношение находится около 2,7:1.
К особенностям авторынка СибФО можно отнести и структуру по автопроизводителям и моделям. Здесь снова сказывается тотальное превосходство японских автомобилей. На них приходится около 30% потребительского спроса. Но данная картина, хоть и не очень быстро, но все-таки меняется в сторону снижения популярности подержанных машин из Страны восходящего солнца. Рейтинг ТОП-10 наиболее востребованных марок выглядит следующим образом.
Новые автомобили по маркам:
-
Лада
-
Hyundai
-
Toyota
-
УАЗ
-
KIA
-
Renault
-
Nissan
-
ГАЗ
-
Chevrolet
-
Volkswagen
Новые автомобили по моделям:
-
Hyundai Solaris
-
Лада Гранта
-
KIA Rio
-
Chevrolet-Niva
-
Лада Веста
-
Toyota RAV-4
-
Renault Duster
-
УАЗ Патриот
-
Лада 4х4
-
Volkswagen Polo
На вторичном рынке в ТОП-10 представлено три модели Тойота (Corolla, Camry и Corona), и целых шесть ВАЗов (2106, 2107, 2109, 2110, 2121, 2114). Вклиниться в это двоевластие смогла только Honda CR-V, обосновавшаяся на третьем месте рейтинга.