Цель подбора ведущей и ведомой шестерен главной передачи состоит в том, чтобы при ремонте узла восстановить его работоспособное состояние, определенное производителем. Необходимо иметь в виду следующее:
• Ведущая и ведомая конические шестерни как запасные части всегда поставляются вместе и никогда по отдельности. Обе шестерни при изготовлении прикатываются друг к другу на специальном оборудовании для обеспечения максимальной плавности хода.
• Чтобы исключить случайную подмену, обе шестерни снабжаются производителем одинаковым парным номером.
• Обозначения на ведущей и ведомой конических шестернях включают в себя тип зубчатого зацепления, количество зубьев шестерен и, так называемый, допуск на размер. Пример обозначений на конических шестернях:
843 Ведущая шестерня - 8 зубьев, ведомая шестерня - 43 зуба 312 Парный номер
25 Допуск в 1/100 мм на плюс от базового размера производителя. (Знак минуса перед числом означает минусовой допуск на размер.)
Измерение параметров пятна контакта конической главной передачи
Существует множество методов регулировки и измерения параметров конических зубчатых передач. Однако решающее значение для расчета правильной нагрузки на зубья и, тем самым, максимально возможной плавности хода всегда имеет пятно контакта на зубъях ведомой шестерни, которое зависит от регулировки главной передачи. Для измерения пятна контакта без разборки главной передачи следует сделать следующее:
• нанести шабровочную краску на обе стороны зубьев ведомой шестерни;
• провернуть ведущую шестерню несколько раз в обоих направлениях, а затем зафиксировать ведомую шестерню, к примеру, с помощью деревянной колодки, как показано на рисунке В10.12.
Образовавшийся при этом на зубьях отпечаток можно точно оценить, используя схему на рисунке В10.13, что позволит без труда сделать вывод о правильности регулировки конической главной передачи.