1. Развал колес.
Под развалом колес следует понимать их наклон относительно вертикальной линии, направленной перпендикулярно к поверхности дорожного покрытия.
Различают два типа развала колес – положительный и отрицательный. Положительным развалом считается наклон верхней части колеса наружу относительно кузова автомобиля, то есть, если колеса повторяют форму перевернутой трапеции. Под отрицательным развалом подразумевается наклон верхних частей колес внутрь кузова транспортного средства, имеющий обычную трапециевидную форму.
В большинстве случае, если автомобиль управляется передним мостом, его колеса имеют положительный развал, что обеспечивает меньшее плечо обкатки и более устойчивое движение транспортного средства по прямой линии.
Следует также отметить, что отрицательный развал передних колес характерен обычно спортивным автомобилям.
Увеличение положительного развала колес приводит к снижению силы бокового ухода. Колеса заднего моста подавляющего большинства автомобилей обычно имеют отрицательный развал. С помощью специального стенда, его можно регулировать в ту или иную сторону, используя специальные болты с эксцентриками, которые находятся на рычагах подвесок.
При этом, изменяя развал, можно повлиять:
- на силу бобкового увода;
- на износ шин;
- на устойчивость транспортного средства при прямолинейном движении;
В том случае, если развал колес с одной стороны автомобиля положительный, а с другой отрицательный, то при движении по прямой транспортное средство будет пытаться уходить в одну из сторон.
Развал лучше проверять, после диагностики или ремонта рулевой и ходовой части автомобиля.
2. Габаритные размеры.
Самыми важными размерами любого транспортного средства, по которым оцениваются его характеристики, является колесная база и клиренс.
При этом все другие характеристики, которые представлены в цифрах, лучше всего оценивать не в миллиметрах, а рассматривать с эксплуатационной точки зрения.
Так, например, при сравнивании характеристик двух автомобилей, у одного может оказаться большая длина из-за выступающего вперед бампера.
Что касается ширины автомобиля, ее преимущества может свести на нет угол стоек или неудобство при посадке. Поэтому при выборе транспортного средства лучше ориентироваться на комфорт при эксплуатации.
Примерно с такой же позиции следует оценивать и объем багажника, который тоже необходимо рассматривать с позиции удобности загрузки и выгрузки, а не только вместительности. Иными словами, следует учитывать багаж, который чаще всего придется возить в автомобиле.
3. Колесная база
Как известно, колесной базой транспортного средства называется расстояние между задней и передней осью колес или длину линии между центрами левых или правых задних и передних колес.
Если у автомобиля длинная колесная база, он обладает следующими преимуществами:
- устойчивость при разгоне;
- большая комфортабельность;
- более плавный ход;
- более высокая предсказуемость на поворотах.
Если у автомобиля короткая колесная база, он характеризуется следующими преимуществами:
- его легче вывести из заноса;
- он легче преодолевает крутые повороты;
- у него повышенная геометрическая проходимость.
4. Дорожный просвет (клиренс)
Это расстояние от самой нижней точки днища автомобиля до дорожного покрытия. Измеряется дорожный просвет в миллиметрах. При этом чаще всего указываются два расстояния – клиренс под задней и передней осью. Для большинства переднеприводных транспортных средств эти значения примерно одинаковы. Кроме того, иногда может быть указан зазор между дорогой и картером двигателя.
Клиренс автомобиля имеет значение при оценке его устойчивости. При этом подразумевается высота центра массы. Кроме того, при увеличении дорожного просвета улучшается проходимость, сцепление колес с дорожным покрытием и управляемость.
Из сказанного можно сделать вывод, что более устойчивое управление транспортным средством при большой скорости обеспечивается при малом клиренсе, а для вождения по сельским дорогам дорожный просвет должен быть как можно больше. Отдельные модели автомобилей обладают способностью изменять клиренс при движении.
Еще одним важным параметром является угол наклона, на который может подняться транспортное средство. Он определяется расстоянием от переднего бампера до передних колес. Чем меньше это расстояние – тем угол больше, что является положительной характеристикой транспортного средства.