Впрочем, восклицаниями делу не поможешь. Давайте остынем и спокойно разберемся в положении вещей, поскольку речь идет о главном конфликте нашей сегодняшней автомобилизации.
Суть в том, что отечественное производство легковых машин может идти дальше двумя путями. Коротко их можно обозначить так: первый — работа на престиж и удовлетворение потребностей производящей отрасли, второй — работа на нужды российских автомобилистов. Различия этих двух направлений носят принципиальный характер. Путь первый особых пояснений не требует — это нынешняя техническая политика ВАЗа и его надстроечных организаций. Нужно лишь попытаться понять, какими реальными факторами она продиктована. Таковых несколько.
Вероятно, руководству ВАЗа трудно, даже невозможно представить себе полное выпадение из высшей лиги мировых автопроизводителей. Правда, ВАЗ во все времена был там в числе аутсайдеров, но тем не менее... Соображения престижа — страшная штука, а тут ведь на карту был бы поставлен не только голый престиж, но все прелести прямых контактов и торговли с зарубежьем. И хотя в последнее время экспорт ВАЗа существенно снизился (главным образом, в Европу), там наверняка планируют вернуть прежние позиции и сохранить членский билет мирового элитного клуба. Для чего и нужны новые модели с претензией на современность. Если у вас еще нет собственного автомобиля, можно взять машину на прокат. Аренда Lada Largus фургон предоставляется на очень выгодных условиях.
Другое обстоятельство — освоение новых моделей, хоть как-то похожих на зарубежные (путь и с запланированным отставанием) — это привычный маршрут для капитанов гигантского индустриального корабля. Пусть авралы, пусть тяжелая работа до предынфарктного состояния, — зато схема действий привычная, предсказуемость наибольшая. Ибо всякая неизвестность прежде всего страшна (это стезя либо очень одаренных, либо безрассудных).
Есть, наконец, и очень приземленный момент — забота о благополучии огромной армии прямых и косвенных автомобилестроителей. Пока существующая машина индустрии крутится в прежнем режиме — все худо- бедно кормятся, а изменения чреваты людским недовольством и потрясениями. Самим руководителям ВАЗа говорить об этом прямо вроде не к лицу, а журналистам с их подачи — можно.