Когда металлурги посчитали расходы, оказалось, что они купили на валюту за рубежом советские Жигули вдвое дешевле, чем могли это сделать у себя на родине. К примеру, СП Скиф (ФРГ - СССР) предлагало Жигули-2105 за 4535 инвалютных рублей, а СП Лада Элькон Корпорейшн (Великобритания - СССР) - за 4161 инвалютный рубль. Итак, оставалось только радоваться и ждать новенькие Лады. Но не тут-то было...
Казалось бы, раз завод приобрел машины на свои личные деньги, он вправе распоряжаться ими, как ему заблагорассудится. Захочет - подарит передовикам производства, захочет - продаст смежникам, захочет - вообще под пресс пустит. Это же его собственность! Однако государство по-прежнему привычно диктует предприятию, как тому должно поступить в данной ситуации.
Первым делом, ни о каком дарении и речи быть не может. Впрочем, завод и не собирался этого делать, он хотел продать их своим рабочим по прейскурантной цене, то есть по 8400 рублей, а полученные деньги пустить на социальное развитие предприятия - только в таком разе приобретает смысл валютная “дешевизна” автомобиля.
Увы, все эти расчеты государство не интересуют, оно печется не столько о благе конкретного предприятия (а значит и людей на нем работающих), сколько о благе народа вообще. Вначале заводчанам было приказано продавать Жигули по цене выше прейскурантной на том основании, что автомобили облагорожены. Но ведь работа, произведенная шведской фирмой, заложена в цене автомобилей, которую полностью уплатил завод!