Если вам надоело лежать на диване, смотреть телевизор, если не хочется больше слушать про Гамсахурдиа, Ельцина с Кравчуком и Черноморский флот езжайте в лавру. Не пожалеете! Одна дорога туда чего стоит! Существовала она и 100, и 200, и 300, да что там — 600 лет назад. Ездили по ней не спеша, останавливались отдохнуть, перекусить, чайку попить и покрепче, ночевали на постоялых дворах, у знакомых, в усадьбах, что оказывались поблизости. Судя по количеству походных или, как их принято называть, «путевых» дворцов на этой дороге, цари преодолевали расстояние от Кремля до Троицко- Сергиевского монастыря (66 верст) не меньше, чем за трое-четверо суток.
Как же выросли скорости! — воскликните вы. Да, выросли, причем не езды даже, не движения транспортных средств, а жизни.
Жить спокойно, не торопясь, умели в XVII — при благочестивом Алексее Михайловиче, и в XVIII — при внучке его, императрице Елизавете Петровне, так любившей навещать «святую Троицу».
К путешествию готовились заранее и очень серьезно. Брали все, что может пригодиться в дороге. Одних сундуков с подарками для посадских людей и дарами для лавры — без счета. Слуг царских, стольников, окольничих, постельничих, стряпчих, бояр и ближних людей, голов и полуголов стрелецких — целый поезд. Помолившись, отправлялись, наконец, из Кремля, сопровождаемые любопытными и нищими.
Проехали верст 7—8, глядь, солнце к закату клониться стало. Отдохнуть надо. А тут и Алексеевское показалось. Село Алексеевское, — читаем в путеводителе конца XIX века (отсюда и дальше все цитаты из путеводителя «Россия», том 1, Санкт-Петербург, 1899 год), — было одцим из любимых местопребываний царя Алексея Михайловича, имевшего здесь свой «путевой» дворец. Путевым он назывался потому, что царь останавливался в нем на пути в Троицкую лавру. Царь Алексей соорудил здесь и церковь — красивую, пятиглавую. ...Раз соорудил, значит и посещал.