А в 1976-м я как лучший игрок сборной СССР на Кубке Канады получил в виде приза “Toyota Celca” и первым из русских хоккеистов сел за руль иномарки. Когда по телевизору услышал, что выиграл машину, безумно обрадовался. Молодой был, а тут такой шикарный подарок. Ночь не спал, боялся, что отберут. .. К слову это был мой первый и последний выигранный автомобиль. Вообще, кроме медалей, я больше ничего в жизни не выигрывал. Ни в азартных играх, ни в лотереях. Ни разу... Видно, Бог посчитал, что с меня достаточно завоеванных титулов. В другие игры мне не везло.
Зато эту ярко-желтую, как цыпленок, “Toyota” знали все “гаишники” Москвы и области. Я на ней летал - будь здоров! До Дмитрова, где жили мои родители, доезжал за 45 минут. И это по той, жуткой дороге!
- Другие, наверное, завидовали?
- Не без этого. Мне, честно говоря, это чувство совершенно чуждо. Зависть убивает здоровье. Поэтому чужим успехам я всегда старался радоваться.
- Вам всегда везло с машинами?
- Однажды мне попалась “Волга”, на которой коробку передач пришлось менять три раза. А когда ехал на ней из Риги в дождь, то в салон через какую-то дырку набралось ведра три воды, рыб можно было запускать. Эта машина пробыла у меня недолго...
- Про вас знаменитый канадский хоккеист Ги Лефлер сказал: “Третьяк - человек с тысячей рук и тысячей глаз - его реакция фантастична”. Наверное, это отразилось и на стиле вождения автомобиля?
- Большинство спортсменов, особенно хоккеистов. очень уверенно чувствуют себя за рулем. Мне, несомненно, пригодились вратарские навыки: реакция, развитое “боковое зрение", способность расслабляться, при этом не отвлекаясь от игры, то есть от дороги. Вообще, управление автомобилем мне несколько напоминает действия вратаря во время хоккейного матча. Все зависит от опыта. Новички (сужу по собственному опыту) во время игры все время остаются в напряжении, порой сами не осознают свои действия. С годами приходит понимание - когда надо собраться, а когда можно расслабиться. И в то же время вратарь ни на мгновение не должен “выключаться" из игры.
То же самое и с вождением. Конечно, многое здесь зависит от возраста. Когда я был молодой, обогнать меня было очень тяжело. Со светофора всегда первый уходил, тормозные колодки менял в два раза чаще нормы. Правила нарушал постоянно, но при этом, честное слово, никогда безрассудно не рисковал. Я никогда не обгоняю, скажем, на поворотах или перед горкой, если видимость ограничена. Это мой принцип. И вообще во время обгона и других маневров всегда внутренне концентрируюсь.