Выставка в Торгово-техническом центре Чехословакии представляет продукцию известных фирм Татра, ВАП и др. Среди этих «др.» привлекают внимание изделия предприятия Электропристрой, которое расположено в гор. Рокитнице на Йезере (около 120 км от Праги). Здесь разработали и выпускают зарядные устройства нового поколения. Что же нового может быть в этой, казалось бы, давно уже устоявшейся продукции, которая никогда раньше, сколько я помню, не поражала оригинальностью? Оказывается, может.
Известно, что после того, как напряжение на банках аккумулятора достигло 2,4 В, необходимо еще 2 — 3 часа продолжать зарядку, чтобы она была полной. В это время отмечается интенсивное «кипение». Так вот, в новых зарядных устройствах автоматически контролируется «момент наполнения». Когда на батарее устанавливается необходимое напряжение, аппарат сам через 2 — 3 часа прекращает работу.
Другое интересное новшество: зарядный ток автоматически поддерживается все время на постоянном уровне — 0,1 отчисленного значения емкости аккумулятора. Вместе с тем сохраняется возможность вдвое увеличить зарядный ток, если аккумулятор был полностью разряжен.
Есть еще и такой специальный режим заряда, который называется «зарядка по W-характеристике», Есть режим «скоростной зарядки», тоже, кстати, автоматизированный.
Для зарядки автомобильных аккумуляторов выпускается следующая серия аппаратов: NB 21 (макс. ток 12 А, вес 13 кг), NB 22 MX (зарядный ток до 25 А, вес 34 кг), NB 23 (зарядный ток 35 А, вес 52 кг). Есть и оригинальные портативные приборы серии г} 43. Они обеспечивают зарядный ток до 15 А при весе всего 4,8 кг. Отличаются тем, что вместо традиционного понижающего трансформатора используется тиристорныи преобразователь- выпрямитель. Отсюда и экономия.
Добавим, что все зарядные устройства имеют защиту от короткого замыкания на выходе: при случайном соприкасании выходных «крокодилов» происходит автоматическое отключение, и не сгорает плавкая вставка, как у приборов старого типа.
В заключение скажу: создано совместное предприятие АВИи, находящееся в г. Орехово-Зуево (Московская оол.), где уже налаживается производство зарядных устройств нового поколения.