Механизм, посредством которого различные шестерни вводятся и выводятся из зацепления, состоит из рычага, ряда передвижных тяг (ползунов), имеющих опоры в стенке картера или крышке, и вилки для каждой тяги. Вилка прикреплена к тяге и входит в выточку на передвижной шестерне. Нижний конец рычага перемены скоростей может иметь скользящее движение в одной плоскости и качательное движение в плоскостях, перпендикулярных к первой, или произвольное угловое движение вокруг неподвижной точки. Первое устройство является устаревшим и в настоящее время практически заменено последним.
Два ползуна требуются для коробки передач с тремя скоростями вперед и одним задним ходом, тогда как для передачи с четырьмя скоростями требуются три ползуна. Эти ползуны расположены рядом в горизонтальной плоскости. В самих ползунах или вилках переключения прорезаны канавки, в которые может входить нижний конец рычага, причем это включение производится боковым движением верхней части рычага.
После того как установка рычага в канавке произведена, движение рычага вперед будет вводить в зацепление одну шестерню, а движение рычага назад—другую. Таким образом, в случае обычной трехскоростной коробки передач прямая передача и вторая скорость включаются при помощи одного ползуна, а скорость первая и задний ход включаются при помощи другого ползуна. Должны быть предусмотрены средства для предупреждения передвижения ползуна, не соединенного с рычагом перемены скоростей и шестерни, соединенной с ним, от перемещения во время работы передачи, так как случайное одновременное включение двух пар шестерен вызовет поломку передачи. Для этой цели ползуны снабжены каждый тремя углублениями, соответствующими двум положениям зацепления и нейтральному положению между ними, в которые может входить клинок, находящийся под давлением пружины. Этот клинок служит как для обеспечения полного зацепления шестерен, так и как замок. В некоторых случаях ставится клинок без пружины. Когда рычаг переключения перемещается в сторону для действия на одну из передвижных тяг, он передвигает болт защелки, которая замыкает другую тягу от продольного движения.