Механические бесступенчатые коробки передач могут быть фрикционными и импульсными.
Фрикционные бесступенчатые коробки передач можно разделить на три основных типа: а) передачи с гибкой связью, б) многоконтактные передачи, в) передачи с твердыми, катящимися один по другому телами. Передача с гибкой связью в настоящее время является единственной механической бесступенчатой передачей, применяемой для автомобилей серийного производства в качестве стандартного механизма. Бесступенчатой передачей такого типа (Вариаматик) снабжаются голландские малолитражные автомобили ДАФ, на которых устанавливаются двигатели с рабочим объемом 590 см3 и максимальной мощностью 22 л. с. Эта передача представляет собой клиноременную передачу со шкивами переменного диаметра. Изменение диаметров шкивов производится автоматически и позволяет изменять передаточные числа трансмиссии в пределах 4,4 – 20.
Коробка передач установлена между главной передачей и ведущими колесами.
Ведущая шестерня, а) главной передачи входит в зацепление с двумя коническими шестернями, свободно сидящими на валу. Шестерни могут соединяться с валом через кулачковую муфту, управляемую водителем при помощи ручного привода. Включение левой шестерни обеспечивает движение вперед, правой – задний ход.